Промо произведения
Похождения наушника 1 5
Алина Мардамшина
Куда уходит время 1
Ольга Паршина
Ступает осеннее утро 7
Виктор Михнев
Светлячок 6 21
Елена К.
Театр одной актрисы 4 10
Albina Didenko
Русь сказочная.Начало 5
Святозар Чародеев
Заброшенным долом на краю земли 3
Святозар Чародеев
Возле каждого вашего произведения есть кнопка "Продвигать"

Произведения без рубрики

Добрый стишок
Как хорошо жить!

Звонок звонит каждые 40 минут.

Как интересно учиться и разговаривать с друзьями!

Как мои мозги от знаний лопнут!

За красивыми словами интересно смотреть глазами!

Как хорошо жить!

За нашими партами мы закрылись от названного гостя.

Добрый дядя почему-то стучит в класс.

А у нас пропал один мой друг, Костя.

Вместе с учительницей, ложась, успели услышать пару фраз:

«Всем лежать!»

А я хотел только научиться считать…

Как нас уже защитники родины найдут.

Уже давно прозвенят эти 40 минут…
18.09.2025 20:02
Карамельное
Расплавленной на солнце карамелью
Тянется время в ожидание свирепом.
Я на холсте рисую акварелью
О чём-то очень безразличном и нелепом.

Мимо текут ленивые минуты,
В липкой, соленой увязая карамели,
У время неизведанны маршруты,
Зря ждём порою вожделенной своей цели.

Ложится краска ровною полоской,
Моих терзаний под собой скрывая муки.
И цвета карамельного наброски
Не подсладят мне в окончательной разлуке.


Картинка из www
18.09.2025 19:58
А.Посохов "С тобой хочу я быть"
Александр Посохов



С тобой хочу я быть

Москва
2025


Сборник коротеньких реплик, замечаний, мнений, вопросов, сравнений, оценок, советов – и всё про нас и нашу жизнь. Общее название сборника повторяет название последней заметки.


Сказание о знании и незнании

Никто не знает, что такое счастье. Зато все знают, что такое несчастье, но не знают об этом. А несчастье – это, когда почти всё знаешь, но не знаешь, почему уже больше знать ничего не хочется, и не знаешь, зачем вообще надо просыпаться по утрам, когда точно знаешь, что счастья на Земле нет, а где оно есть и что это такое, никто не знает.

* * *


Здравый смысл

В год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне можно, наверно, отметить и следующее – это отношение Иосифа Виссарионовича Сталина (Джугашвили) к русскому народу. Вот что он сказал, в частности, 24 мая 1945 года на торжественном приёме в Кремле: «Я, как представитель нашего Советского правительства, хотел бы поднять тост за здоровье нашего советского народа и, прежде всего, русского народа. Я пью, прежде всего, за здоровье русского народа потому, что он является наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза. Я поднимаю тост за здоровье русского народа не только потому, что он – руководящий народ, но и потому, что у него имеется здравый смысл, общеполитический здравый смысл и терпение» (буквально из текста стенограммы). Но Сталин, что менее известно, обращался к теме величия русского народа и раньше, как минимум с 1917 года. Так, например, ещё до октябрьских событий он призвал солдат организовываться в свои союзы и собираться «вокруг русского народа, единственного верного союзника русской революционной армии». В 1933 году на встрече с участниками первомайского военного парада он заявил: «Русские – это основная национальность мира, они первыми подняли флаг Советов. Русская нация – это талантливейшая нация в мире. Если русские вооружены танками, авиацией, морским флотом – они непобедимы». А в 1939 году в беседе с Коллонтай, подчёркивая необходимость практически готовиться к войне с Гитлером, он сказал: «Все это ляжет на плечи русского народа. Ибо русский народ – великий народ. Русский народ – это добрый народ. У русского народа – ясный ум. Он как бы рожден помогать другим нациям. Русскому народу присуща великая смелость, особенно в трудные времена, в опасные времена. Он инициативен. У него – стойкий характер. Он мечтательный народ. У него есть цель. Потому ему и тяжелее, чем другим нациям. На него можно положиться в любую беду. Русский народ – неодолим, неисчерпаем». Однако ж слова Сталина – не священное писание. Понятно, что многое он говорил, исходя из сложившейся политической ситуации, с учётом уровня межнациональных отношений, в угоду чему-то или кому-то, вероятно, и прочее. Не будь он сам нерусским, то, может быть, и не говорил бы именно так. Вопрос для всех нас сейчас в другом. В том, а каково действительное положение русского народа в современной России и надо ли законодательно закреплять его какую-то особую роль?

* * *


Где же мы теперь?

2025 год. Смотрю на дембельское фото, большое, альбомного формата. Группа советских войск в Германии, ровно полвека назад. Сверху слова наклонным шрифтом «Где же вы теперь, друзья-однополчане?» Слева рисунок – танк на постаменте, справа – эмблема сапёров. Что означает – танковая дивизия, инженерно-сапёрный батальон. А между рисунками годы – 1973-1975. Как сейчас помню: склеил я по краям, типа «художник» будто, штук восемь листов ватмана, изобразил текст, годы и рисунки в цвете, затем приклеил рядами фотографии всех «дембелей», в том числе свою, которые как мог изготовил «почтарь», он же фотограф и парикмахер, под каждой из них написал фамилию воина, потом вдвоём вынесли всю эту конструкцию на улицу, положили на дорогу и «почтарь» с кузова ГАЗ-66 сделал общий снимок по количеству отслуживших. Смотрю сейчас на это чёрно-белое фото и читаю фамилии тех, с кем обитал в одной казарме, сидел за одним столом и рыл одни окопы на учениях: Гринчук, Орлов, Теснозуб, Мансуров, Свинцицкий, Дадавов, Галкин, Тамашвили, Романов, Веску, Калинин, Кисляк, Черных, Туманян, Сафин, Тимченко, Скородумов, Скачко… Господи, где же мы теперь все и что же с нами сделали те, кто разделяет и властвует?

* * *


Тихо и незаметно

Недавно взрослые россияне тихо и незаметно отметили про себя очередную годовщину Великой Октябрьской социалистической революции. Повторяю, тихо и незаметно. Но всё равно в СМИ наших опять такого наговорили о Ленине, что просто уму непостижимо – галиматья несусветная. И опять ничто из услышанного ни в чём меня не убедило и не переубедило, а многое просто повергло в уныние: чем дальше, тем всё больше односторонних уничижительных мифов и штампов вперемешку с откровенно клеветническими выдумками. Опять «немецкий шпион», «кровавый террор», «телеграммы о расстрелах» и т.д. и т.п. И ни слова об окончании войны в Европе, о провозглашении мирного сосуществования, о предоставлении свободы отдельным государствам и народам, о новой экономической политике, о защите русского языка, о восстановлении прав евреев… То есть об одном говорят, а о другом умалчивают. Об одном думают, а о другом отказываются или не хотят думать. Или не умеют. Или нельзя. Или ничего толком не знают уже, чтобы думать о чём-то.
Ноябрь 2024 года.

* * *


Их уже больше нас

Утром подумал о том же и на тебе – вечером один из ведущих политологов сам признался по телевизору, что за последнее время все они, политологи, превратились в вирусологов. То есть получается так, что нынешним российским политологам в принципе всё равно, о чём говорить. Хоть о правительстве, хоть о диарее. Они у нас универсальны и осведомлены абсолютно обо всём. Вчера кто-то из них горячо разъяснял нам про доллар с нефтью, а сегодня он же и с тем же пафосом растолковывает, что такое коронавирус. Слышал, что в действительно профессиональных сообществах слово «политолог» стало чуть ли уже не ругательным. От понимания того, возможно, что вместо специалистов в области политологии большинство политологов превратились на практике в примитивных рассуждателей на любые темы и разъяснителей неизвестного чего. Повторяю, сегодня он с умным видом разлагольствует о выборах президента США, а завтра он же – о вывозе мусора и незаконных свалках. И как нам верить такому вот всезнайке! При этом сами себя они обозначают некими руководителями неких институтов изучения каких-то там глобальных проблем. То есть один человек – целый институт. Скоро у нас подобных «человекоинститутов» станет, наверно, больше, чем охранников. Поэтому попотчуют они нас своей «ухой» ещё сполна, как потчевал своей сосед Демьян соседа Фоку. То есть, вопрос о том, кто же они такие, эти наши политологи, для меня был и остаётся открытым.
Август 2020 года.

* * *


Реплика

«Я была там и там, – задыхаясь от восторга, продекларировала сегодня утром по радио одна известная политологиня. – Подумаешь, Лондон и Париж. Да они ни в какое сравнение не идут с нашей Москвой, Санкт-Петербургом и другими крупными городами. У нас всё строится, всё делается». И всё! Дальше сам понимать должен, о чём это. А я вот не был ни в Лондоне, ни в Париже. Но логику сдал в институте на «отлично». И мне непонятно, почему у них ничего не «строится, не делается», а должно, как у нас, «всё строится, всё делаться»? А, может, там строго-настрого запрещено что-то без ума и без контроля «всё строить, всё делать»? А в Вене или в Будапеште, например, тоже надо «всё строить, всё делать»? Потому, что народ бог весть откуда толпами прибывает и для него надо ещё полсотни станций метро нарыть? Или там комфорта с красотой маловато? Как же, оказывается, хорошо у нас: «всё строится, всё делается», а матерщина уже практически заменила русскую речь! «Всё строится, всё делается», а люди со страхом ожидают очередные платёжки за коммунальные услуги! То есть я о том, что «всё строится, всё делается» должно реально улучшать жизнь людей, и не только в Москве. И Лондон с Парижем тут вообще ни при чём.

* * *


Старость – в радость

Только что прочитал на первой странице одного новостного сайта в интернете статью о том, что старики нынче никому не нужны и рассчитывать им больше не на кого. Детей мало, о них надо думать, а старикам, дескать, и так скоро конец. Привожу здесь дословную выдержку из этой статьи: «Вот и получается, что старость становится не в радость – не только самим старикам, но и молодому поколению. Это уже носится в воздухе. Уже слышны разговоры о том, что не стоит запирать все человечество по домам ради жизни тех, кому и так помирать. Уже обсуждают новые варианты теории заговора: коронавирус-де придуман, чтобы количество этих самых стариков поуменьшить. Старикам все меньше почета: их опыт все реже применим в условиях стремительного прогресса, а теперь и деньгами они не поддержат ни экономику потребления, ни собственную родню. Да и молодым все меньше смысла искать свой светлый путь в жизни, так как в конце этого пути маячит та же унылая долгая старость с отчаянной экономией уменьшающихся накоплений. Эта бесперспективность – как бы не страшнее долголетия, превращающегося из мечты в проклятие. Кажется, в нашей цивилизации, построенной на вознаграждении за труд и сбережения, надо ожидать большие перемены».
Ну что тут скажешь – грустно читать такое. А так ли уж плоха и бесперспективна на самом деле стариковская жизнь? Я, например, не уверен в этом. Ибо в заботе о самом себе и выживании без посторонней помощи тоже есть некий биологический резон и стимул. Я не имею в виду крайние случаи, когда немощь совсем одолела или потрачена последняя копейка. Во всяком случае я убеждён, что в мирное время сама общественная ситуация подскажет новые формы и условия жизни пожилых людей. И уже подсказывает. Никакой катастрофы для стариков не случится. Хотя бы потому, что их существование во всём кровно и неотделимо связано с существованием всего общества, значительной и постоянно пополняемой частью которого они, собственно, и являются.

* * *


Во, дают!

Несколько дней назад я предложил читателям свой рассказ «В землянке». Про то, как выступил очень пожилой участник в финале телевизионного песенного конкурса в Москве. И вот, что я вижу сегодня под этим коротеньким рассказом на одном из литературных сайтов (комментаторов не редактирую и обозначаю буквами).
А. Трогательно... Спасибо!
Б. Как было бы чудесно, если бы такие «певцы» оставались у себя дома, в Москве, а не лезли со своим «миром» и своими песнями «про печурку» к соседям, которые прекрасно жили без всего этого.
В. В свете последних событий так и хочется сказать любителям фронтовой лирики и любителям вставать под фронтовую лирику: «Заткнитесь теперь... вы утратили право...» А автору спасибо за разрешение абсолютно любой критики.
А. А вам бы, наверное, хотелось их видеть в печурках Освенцима? Обидно! «Худой мир лучше доброй войны» - так сказал Марк Туллий Цицерон. Так садитесь за стол переговоров. Спасайте мир. Никто не хочет этой войны.
Б. У вас странная логика, где я упоминал про Освенцим?
Правду говорил Черчилль: «Фашисты будущего будут называть себя антифашистами». А с оккупантами не договариваются, их уничтожают.
Во, дают, разлюбезнейшие мои читатели! Очень интересно, чего они ещё накомментируют? Я же в свою очередь спешу заявить, что ни про каких Цицеронов, Черчиллей, «соседей», «фашистов» и «оккупантов» в последнее время вообще ничего не думал и не писал. И в Освенциме я никогда не был. Хотя в Заксенхаузене был.

* * *


Всего-то два раза

Было это в сочинском парке «Ривьера», реально. Зашла в туалет пожилая дама. Начальница туалета отвлеклась и не заметила, как та прошла в кабину без оплаты. На выходе она потребовала от посетительницы оплатить услугу. На что пожилая дама искренне возмутилась: «Ой, господи, за что, я всего-то два раза письнула?!» «А у меня нет прибора, определяющего, кто сколько раз письнул» – резонно возразила туалетная работница…
Но я не об этом конкретно. А по ассоциации об оплате за разные бытовые услуги и за всё прочее. Откуда только берутся всякие крохоборы и изобретатели соответствующих приборов учёта. Ещё немного и на каждого из нас нацепят какой-нибудь механизм, определяющий, кто сколько раз моргнул, вздохнул, чихнул, плюнул и сколько заплатить надо за это. Или заранее сумму выставят по аналогии с капремонтом.

* * *


Наезд на богатых

Помнится, несколько лет назад КПРФ предложила десять мер по борьбе с распространением эпидемии коронавируса и её экономическими последствиями. В том числе (по тексту заявления из СМИ) – национализация стратегических отраслей экономики и поддержка людей, оставшихся без работы, за счёт баснословных средств, накопленных олигархией. То есть, если по-простому, то речь тогда шла как бы о наезде на богатых (было раскулачивание, как после революции в СССР, а станет, наверное, разолигархивание, как в США до второй мировой войны). Причём нашим коммунистам, оказывается, точно известно, что средства олигархов именно «баснословные» (интересно, какие же это они в натуре?). Ну да ладно, бог с ними, с такими вот внезапно прозревающими защитниками народа. Однако проблема сосуществования богатых и бедных действительно есть, независимо ни от какой вирусной заразы. И очень любопытно, как же она будет решаться у нас и когда?

* * *


Казнить нельзя

Интересно получается: и смертной казни нет, и условия пребывания в тюрьмах улучшай. Именно улучшения условий жизни для заключённых в российских колониях требуют сейчас разного рода правозащитники, ссылаясь при этом на западные страны, которые тратят на подобное дело огромные деньги. Основной аргумент – тюрьма в России пугает всякого человека, потому что человеком там быть перестаёшь. Там якобы заключённых за людей не считают, смотрят на них, как на насекомых, и с каждым из них можно делать всё, что угодно. Предположим, что это так. Тогда возникает вопрос: а до какой степени целесообразно улучшать эти самые условия? Неужели до такой, что многие сами туда проситься станут? У нас ведь на свободе тоже не рай. Улучшать условия жизни, конечно, надо везде и для всех. И для заключённых в том числе, они тоже люди. Но как быть с нелюдьми, их-то чем пугать? Была бы смертная казнь, и стало бы всё понятно – кому улучшение, а кому вообще уже ничего: ни заключения, как такового, ни даже самого существования на этом свете.

* * *


Девяностые

Надо же, объяснение термина «лихие девяностые» есть в Википедии. Оказывается, это «сложный период в новейшей истории России 1991 – 1999 годов, с присущими тому времени ростом преступности и социальной неустойчивости». Августовский путч, мошенническая приватизация, обесценивание сбережений граждан, шоковая либерализация цен, невыплаты зарплат и пенсий, конституционный кризис, стрельба из танка по Белому дому, денежная реформа, вооружённые конфликты, терроризм, развал экономики, рост смертности, моральное разложение, безудержное охаивание своего и восхваление западного образа жизни и так далее – всё это называются основными явлениями тех лет. Или просто «сложным периодом». Хотя ничего из перечисленного могло и не быть. У каждого названного «явления» были и есть свои инициаторы и организаторы. Почти все безобразия девяностых имели сугубо волюнтаристский характер и продиктованы были одним – как можно скорее внедрить систему эксплуатации человека человеком и сформировать класс «избранных». Вот почему некоторые из этих самых инициаторов и организаторов активно возражают сейчас против термина «лихие девяностые» и настаивают на том, что это были «святые девяностые». Буквально так и заявляют. В ответ заглядываем в ту же Википедию и знакомимся с прилагательным «святой». Если коротко и сжато, то это: обладающий высшим, божественным совершенством; угодный Всевышнему; глубоко чтимый, относящийся к самому дорогому и заветному; непреложный, обязательный. Выходит, нет предела политическому притворству и лицемерию.

* * *


Сравнение

Получил на днях комментарий на свою статью, в котором читатель с категорической убеждённость сравнивает Путина со Сталиным и выставляет каждому исторические оценки. А я подумал при этом: да разве можно так сравнивать?! Это же не со скакалкой прыгать – кто больше и лучше, сперва передом, потом задом, потом на одной ноге, потом на другой. Это же история, эпоха, политический и технический прогресс и т.д. и т.п. Сталин из 17-го прошлого века, Путин из 90-х нынешнего. Один боролся и отдувался за то, другой за это. И для кого, и для чего что лучше? Для страны или для государства, для правящего класса или сословия, для людей вообще или для отдельного человека, для женщин, для детей?.. Нож – он для кого лучше, для мясника или для свиньи, для изготовителя продуктов или для продавца? Тоталитарный порядок хуже. Но хуже чего? Или вот считается, что для нынешних стариков, например, повышения возраста для выхода на пенсию хуже. Но хуже чего? Прироста населения нет, духовный уровень падает, институт семьи разрушается и т.д. – это тоже хуже, как бы. Но хуже чего? Кстати, после войны к 56-му году численность людей в СССР была восстановлена. И это при людских потерях за военные годы почти в 28 миллионов! А сейчас численность населения уменьшается. Но не персонально же Путин в этом виноват. Время такое, ямы демографические и прочее. Любой руководитель государства олицетворяет своё время. И, если уж сравнивать, то сравнивать времена надо. Но, если о Сталине можно уже сказать что-то определённое в контексте известного исторического периода, то о Путине пока рано, я думаю. Потомки наши расставят всё по своим местам, придёт ещё пора оценить всё объективно, с учётом условий, возможностей и последствий. Сейчас же можно только похвалить или покритиковать за отдельные действия. Я, как и многие, тоже в целом положительно отношусь к нашему президенту. И даже статья у меня есть "И снова о Путине", за которую его противники кем только не обозвали меня в отзывах и комментариях. И за статью "И снова о Сталине" из сборника "Россия и мы" меня обозвали всяко. И сталинист я, оказывается, и путинист одновременно. Но я высказал сугубо своё мнение о каждом из них в отдельности. А сравнивать... Повторяю, невозможно это, да ещё в системе лучше-хуже! И не одни они историю делают.

* * *


Тишь да гладь

Год назад предложил я свой сборник рассказов многим нашим и немногим ненашим издательствам и журналам. И что? Ни от одного нашего издательства или журнала ни слова! Будто я к каким-то инопланетянам обратился. А на ненаших я вообще не рассчитывал. И зря. Несвои-то, оказывается, без гонора и готовы сотрудничать. Один очень солидный журнал из дальнего зарубежья запросил у меня на днях согласие на перевод и публикацию трёх моих рассказов. И не каких-то «особо нужных для них», а, наоборот, с патриотическим подтекстом и просто смешных. В том числе, например, рассказа «Пьяная лекция». Как уж они там будут переводить поросячий визг – это их забота. Меня же другое заботит – а наших уже вообще ничего не интересуют?
Примерно такая же ситуация и с моими баснями. Их знают, читают, выступают с ними, публикуют на разных платформах, да ещё с картинками, бывает. Отдельные басни размещают у себя на сайтах профессиональные и прочие объединения, на корпоративах их читают, на экзаменах в театральные учебные заведения. То есть басни мои живут уже как бы сами по себе. И что? Сколько я ни направлял их, в том числе в виде сборников, нашим издателям и журналам – тихий омут! Ну хоть бы словечко в ответ. Так, мол, и так, спасибо, отстаньте. И так на протяжение многих лет. Конечно, у кого есть деньги, тот может издать книжку за свой счёт. Но это же совсем другая история. Ни один автор сам никогда не променяет внимание уважаемого издательства на признание и дифирамбы старенькой тёщи.
Отсутствие взаимоотношений между нашими авторами и нашими издательствами мне, например, вообще непонятно. Презирают, что ли, издатели неизвестных или начинающих авторов?! Короче, тишь да гладь, никакого делового и творческого процесса. При том, что на наших интернетовских литературных сайтах целые амбары замечательных стихов, рассказов, повестей. Возможно, я чего-то не знаю и так ли всё, как я изложил?

* * *


Тогда всех расстреливали

Иду недавно по парку, в руках маленькое радио. Слушатели звонят в студию и рассуждают о Сталине и тридцатых годах. Один мужик выразил сомнение по поводу официальных данных о количестве расстрелов. На что ведущий резко отреагировал: «А чего вы удивляетесь, тогда всех расстреливали». Брякнул так на всю страну и всё тут. Особенно меня озадачило, что всех. А кто же тогда в живых остался, мы-то чьи потомки? Я достаю телефон и тоже звоню в студию. Удивительно, но подключили. Я называю своё имя, сообщаю, что из Москвы, а дальше просто сочиняю на ходу. Да что, говорю, тридцатые, и в семидесятые то же самое было. Вот такой случай, например. Записывали песню «Эхо любви» к фильму «Судьба». Анна Герман пела. Записали. Все в восторге. А дирижёр оркестра предложил перезаписать, потому что одна молодая скрипачка не ту ноту пропиликала. Так, представляете, эту бедную девушку расстреляли. Я думал, ведущий не поверит, засмеётся. А он совершенно серьёзно благодарит меня: «Спасибо вам большое за ещё одно вопиющее свидетельство о чудовищных преступлениях советской власти».
– Мать честная! – воскликнул я вслух и чуть говорящее изделие в урну не выбросил. – Это надо же так головы людям морочить!

* * *


Дожили!

Оказывается, большинство из нас, по мнению специалистов, стали «экотревожными». Признаки такого состояния – постоянные и неотвратимые мысли об ухудшении климата. Что приводит, в частности, к нежеланию жить, работать, лечиться, заводить детей и так далее. «Экотревожный» человек живет в непрерывном ожидании опасного развития событий, в беспокойстве и напряжении. Он уверен, что если мы будем потреблять столько же ресурсов и производить столько же отходов, то на планете Земля в самое ближайшее время жить станет невозможно. Похоже, что всё это так и есть, если учесть, к примеру, сколько всего в году светит над нашей столицей солнце. Но что особенно важно – это уже, оказывается, не расстройство психики отдельного человека, а нормальная реакция общества на неопределённость будущего. Постоянный стресс и тревога за будущее вообще, и в том числе за окружающую среду, причиняют колоссальный вред всему, что связано с выживанием людей. Так, например, становится всё больше молодых людей, которые предпочитают целыми днями не выходить из дома, чтобы не видеть того, что происходит снаружи. Что в принципе противоречит естественному предназначению человека. И всё это весьма серьёзно на самом деле. Вот только что прочёл в интернете заголовок «Российские компании обяжут отчитываться о спасении планеты». Бог с ними, с компаниями! Что философы-то думают о будущем? А никто этого не знает. Приказали им заткнуться, что ли. Но нам никто не может запретить думать о том, что ждёт нас и наших детей в ближайшие лет пятьдесят хотя бы. И не только думать, но и делать.

* * *


Пока ноги носят

Только что прочёл в интернете статью о том, что «молодежь голосует ногами, покидая стены университетов». Оказывается, наибольшее число остепененных граждан у нас в стране относится к категории 70 лет и старше. Почти все заведующие кафедрой или директора институтов работают до гробовой доски. Никто из них, как утверждается в статье, и не собирается давать дорогу молодым кадрам в науке. Поэтому, в том числе, роста числа молодых преподавателей в России не наблюдается. То есть в академической среде у нас наблюдается практически пожизненная занятость. Старые преподаватели работают не до пенсии, а пока ноги носят. И не потому, что они так делу преданы, а потому, главное, что на нашу пенсию нормально прожить нельзя. В других же странах, как отмечается в статье, например, в Швейцарии, профессор обязан выйти на пенсию при достижении 65 лет. Он может продолжать заниматься наукой, но только без оплаты. От себя я добавил бы тут и то, что у пожилых преподавателей под влиянием возраста и хронических болезней неизбежно теряется интерес к саморазвитию по предмету педагогической деятельности, да и к самой этой деятельности. Им уже не стыдно за собственную некомпетентность, за проведение скучных занятий, за равнодушное отношение к студентам, за нарушение границ и правил этикета. В результате из ВУЗов уходят даже те, кто в школе учился на «отлично», участвовал в олимпиадах и, главное, стремился к знаниям.

* * *


К мужчинам

На днях случайно наткнулся в интернете на портал какого-то провинциального городка. И читаю там, в частности, на форуме о местных мужчинах такое вот откровенное обращение одной из участниц (орфография и пунктуация сохранены): «…разведёнка, содержанка, приспособленка и как только вы не называете женщин! Ну а как вы хотели, не пойму? Прийти на всё готовое к НЕЙ, в ЕЁ квартиру, жить на ЕЁ зарплату, питаться, одеваться и т.д. за ЕЁ счёт? А зачем вы нужны тогда, объясните? Сами мечтаете содержанками быть? Попался мне такой, ничего не принес, ужинать просит, намекает на подарки к праздникам. А сам даже и не собирается работать, кроме самомнения ничего нет. Звоню в обед - изо всех сил старается замаскировать сонный голос, типа встал давно. На вопросы по поводу работы - отвечает ты ничего не понимаешь, не входишь в моё положение, и всё я враг. А мальчику 29 лет. И зачем такие нужны, девчонкам, кто сами хорошо зарабатывают и стремятся жить нормально. Это балласт, а не мужчина, я считаю. Кто считает, что не стоит тратиться на цветы и ухаживать за девушками - так и останется ненавистным всю жизнь. И ничего у вас не будет, уж поверьте. Только нищие считают, что им кто-то что-то должен, а успешные встают утром и едут зарабатывать, а не ноют что не в той семье родились и не в то время. И таких мужчин я уважаю и никогда не перестану восхищаться их силой, упорством, верой и любовью к жизни и окружающим. Милые мои дорогие мужчины, настоящие МУЖИКИ! от лица всех женщин хочу сказать вам спасибо за то, что вы есть. За то что ничего не боитесь, твёрдо стоите на ногах, уверенно идёте вперёд. Рядом с таким мужчиной жизнь становится ярче, от них энергетика совсем другая, они знают что будет завтра - это и есть то, о чём все девушки мечтают. Наши любимые, обожаемые, уважаемые МУЖЧИНЫ! Берегите себя, здоровья вам и успехов во всём!»
Без комментариев, как говорится.

* * *


Халтура

Вот последние официальные сводки о нашем кино. Государственные средства на кинотеатры в регионах потрачены напрасно – залы пустуют. Финансовая господдержка десяткам фильмам оказана зря – затраты не окупились. Соперничество с зарубежными фильмами потерпело фиаско – американская продукция продолжает лидировать в прокате. И споры о том, почему это так, разгораются с новой силой. То материальная помощь, говорят, недостаточна. То билеты, говорят, дорогие. То защиты отечественного кино, говорят, нет. Ох, господа, говорю я, было бы что защищать! Уровень нашего кино окончательно стал заложником денег. Творческие задачи и великие идеи отошли на последний план. Вместо необходимой репетиции и детальной проработки каждой сцены – торопливая съёмка на целый день всего, что получится и как получится. Многие сериальные актёры мечутся из фильма в фильм – ни переодеться, ни побриться не успевают. А некоторые, надо отметить, уважающие себя и свою профессию, даже в разгар съёмок отказываются работать в таком режиме. И прямо заявляют, что это не производство кино, а халтура. В советское время день съёмок уходил на десять минут какой-нибудь сцены, а сейчас за десять дней готовы весь фильм снять. И производители такого зрелища думают ещё при этом, что зрители дураки и ничего не замечают. Ничто, даже самое фантастическое достижение компьютерной технологии, не способно выдать откровенную халтуру за подлинное киноискусство для людей.
Сентябрь 2024 года.


Паника

Включаю сегодня утром смартфон, нажимаю на «КП-новости» и на тебе, как обухом по голове: «Володин пообещал пересадить депутатов Госдумы…»
– Боже ж ты мой! – воскликнул я вслух. – Да как же мы без них жить-то будем! Беда-то какая!
Кричу, а сам за сердце держусь, того и гляди выскочит. Ещё немного и в обморок упаду. Такая сильная паника охватила меня, что хотел уж родственникам на Урал и в Сибирь звонить, пусть готовятся к худшему.
Но тут справа на экране исчез рекламный квадратик с картинкой, и открылось следующее продолжение этой новостной заметки: «… на отечественные авто».
– Тьфу-ты, блин! – ещё громче воскликнул я. – Да пусть они хоть на гужевом транспорте ездят, лишь бы живы были и работали!

* * *


Уклонисты

«Даже почитатели Сталина не хотели бы жить в те времена» – такими и подобными высказываниями некоторые авторы в СМИ вновь пытаются возродить официальную «десталинизацию» или массовую дискуссию о Сталине с отрицательным уклоном. Не нравится им, что наше общество сейчас либо равнодушно к Сталину, либо даже благосклонно к нему и ко всему периоду его правления. Не нравится им, что несколько попыток «десталинизации» провалились, а фигура Сталина по-прежнему популярна, всё больше мифологизируется и остаётся в числе выдающихся руководителей двадцатого столетия. Всё неоднозначно и зависит от того, насколько предметно и объективно оценивается деятельность Сталина. Главное – не использовать в рисунках с изображением «вождя народов» одну краску. И не забывать, что Сталин – это наша история. А историю свою уважать надо, а не искажать в угоду политической конъюнктуре.

* * *


Кругом обман

Вчера по великому блату познакомили меня в одном элитном клубе с известной в определённых кругах светской львицей. Я привёз её в свой роскошный особняк и сразу, чтобы не терять время даром, отправил в ванную комнату, где у меня даже мочалки из золота. Открываю бутылку дорогущего французского вина и вижу, как из ванной выскакивает никакая уже не светская львица, а обыкновенная мокрая курица. А курятника-то у меня нет, и пшена нет…

* * *


Где они?

Члены КПРФ, где вы, ау? Исчезли бесследно в какой-то нереальной демократической дымке. Хотя места некоторых из них в Думе и зарплаты остались, и вполне реальны. А сами они, как субъекты политической жизни, исчезли. Не видно их и не слышно. И где они, наши доблестные защитники великих идей, простого народа и общественного добра, неизвестно. Может, зря я так о современных российских коммунистах – дело их, вроде бы, правое, и они ещё себя покажут? Ждём-с!

* * *


А мы всё верим

Один наш известный учёный, правовед, категорически подтвердил на днях в интервью с ним, что «мир во зле лежит» и что «России не с кого брать назидательные примеры». И всё потому, как он считает, «…что государственная деятельность и в прошлые времена, и в современном мире является, к сожалению, в значительной мере преступлением. А сфера высшей государственной власти, если посмотреть более или менее внимательно на ее носителей во все времена и во всех странах, представляется скорее мусорной свалкой человечества, нежели политической элитой – когортой лучших, избранных людей». А мы всё верим политикам. И до нас, что удивительно, тоже верили. Хотя, если исходить из сказанного выше, то получается, что политика – это своего рода гипноз, а мы все – пациенты. А как же иначе, если на практике каждый политик всегда стремиться к тому, чтобы заставить своих слушателей не думать совсем или думать так, как ему надо. Честно аргументировать политик изначально не может, ему всегда необходимо что-то скрывать и соответственно что-то выпячивать. Главное для него – чтобы мы верили. И, повторяю, мы верим. Всё думаем, что кто-то из политиков всего себя будет посвящать исключительно решению наших проблем.
И как же уберечься от производимого над нами политического гипноза? А шут его знает! Возможно, всем нам надо стараться смотреть на настоящее не под воздействием искусно создаваемых социальных иллюзий, а под воздействием реального прошлого и вполне предсказуемого будущего. Возможно, именно такая внутренняя установка способна превращать большинство граждан из обрабатываемого материала в статус самодостаточных и ответственных за свою жизнь разумных субъектов.

* * *


Змей-искуситель

Сегодня утром сказали по радио: «За каждым мужчиной стоит женщина». А американцы якобы у себя там добавили: «А за этой женщиной стоит его жена». А я у себя тут дома взял и добавил вслух: «А за его женой стоит её мужчина, а за этим мужчиной стоит его женщина, а за этой женщиной стоит его жена, а за его женой стоит её мужчина и так далее до бесконечности». А перед сном жена, выпив бокал яблочного сока «Сады Придонья» за 109 рублей, сказала мне вдруг: «Ты не прав, в самом конце за всеми стоит Змей-искуситель».

* * *


Ничего не меняется

Ничего не меняется. На мой взгляд, телевизионные проблемы стали ещё более явными и кардинальное решение их стало ещё более насущным. Я имею в виду, в частности: непомерное количество и низкое качество рекламы; вопиющая безграмотность устного и текстового сопровождения; безобразное смакование обстоятельств и условий жизни каких-то пустых и невзрачных личностей; нарочитая зависимость от больших денег, влиятельных субъектов и политической ситуации; демонстрация псевдохудожественных сериалов с абсолютно вымышленными «женскими» сюжетами и мало чем интересных российскому народу. Не про него и не для него, похоже, всё там изготавливается.

* * *


Работайте, бабушки!

Ну надо же, чего измыслили – повысить для женщин возраст выхода на пенсию: работайте, дорогие наши, после 55 лет ещё 5 лет! С одной стороны показывают, какие няньки по найму плохие, а с другой стороны родных для малышей бабушек заставляют трудиться аж до 60 лет. Девочки, девушки, женщины – их и без этого жалко по жизни, ибо они слабее мужчин, более зависимы от обстоятельств и менее защищены от всего плохого – а тут ещё и государство демонстрирует такое равнодушное отношение к ним. А сегодня услышал ещё по радио, что в некоторых наших регионах похоронить человека стоит дороже, чем купить квартиру. Дожили!

* * *


А в чём разница?

Вот несколько последних «религиозных» сводок из наших СМИ. «Глава РПЦ патриарх Кирилл предложил упомянуть Бога в основном законе России». «После литургии в храме Христа Спасителя патриарх Кирилл отметил, что Бог един для всех конфессий – будь то христиане или мусульмане – значит, в него верит большинство россиян. Такая возвышенная идея, по его словам, формирует личную, общественную и политическую нравственность, в пример можно привести гимн России, в котором Бог уже упомянут». «Предложение главы РПЦ поддержал председатель рабочей группы по поправкам в конституцию Андрей Клишас. Он сказал «отношусь положительно, это будет обсуждать рабочая группа». Но есть и другие мнения. Вот что говорит член рабочей группы Ярослав Нилов. «Я как бывший председатель Комитета по религиозным и общественным организациям помню, как проходил закон о защите религиозных чувств. И атеисты, которые в принципе не могут иметь никаких религиозных чувств, как они тогда начали активно свою позицию озвучивать. Наблюдался некий идеологический раскол в обществе. Для меня как для верующего человека Бог – самое главное в сердце и в душе. А то, что в преамбуле будет или не будет, это уже по большому счету лично для меня большой роли не играет». «Первый зампред комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Михаил Емельянов допустил возможность упоминания Бога в Конституции. «То есть, если бы патриарх предложил сделать официальной религией православие либо ислам, буддизм, тогда бы это противоречило светскому характеру нашего государства», – пояснил Емельянов РИА Новости. Он добавил, что 14-й статье мнение предстоятеля РПЦ не противоречит, поскольку речь идет о Боге как некой абстракции, которая исповедуется разными религиями, а не имеется в виду установление какой-либо одной религии как официальной».
И я не против религии и против гонений на неё. Но… Есть вот у нас статья, предусматривающая аж уголовную ответственность за оскорбления религиозных чувств верующих. А с чувствами других людей как быть! Верит, например, иной человек в коммунизм, а вокруг него на каждом шагу унижают святые для него символы и учения. Или попал, например, ни во что не верующий человек в армию, думал там одни вояки, а там ещё и священники с унизительным для убеждённого атеиста статусом. Оказывается, взгляды таких людей никого не интересуют и за оскорбления их чувств никакой ответственности не предусмотрено. Отсюда и вопрос у меня – а в чём тут разница или коллизия, если есть она?

* * *


Жизнь – не театр

Вышел на сцену козёл. Бородёнка жидкая, блеет слабенько, рожки вовнутрь растут. А в зале бараны, которым внушили, что это искусство. И каждый из которых в знак признательности бросает на сцену кочан капусты. А кто внушил? Волки, конечно. Пока козёл блеет, они капусту собирают. Хищники, оказывается, её тоже очень любят, целыми буртами жрать готовы. Вот и получается: не хочешь остаться голодным, не поддавайся внушению. Жизнь – не театр.

* * *


И кто они?

Вчера прочитал на Мосленте в интернете следующий материал (привожу его почти дословно, убрал только имя и фамилию женщины): «Полиция заинтересовалась призывавшей вернуть СССР пенсионеркой. 71-летняя жительница Подмосковья стала фигуранткой уголовного дела из-за того, что в своих стримах в сети обращалась к фолловерам с целью мобилизовать их ради восстановления Советского Союза. Об этом пишет Телеграм-канал «Осторожно, новости». Пенсионерка ведет канал на Ютуб, где и проходила агитационная трансляция, к которой подключились также и другие энтузиасты, одним из которых стал 55-летний мужчина из Иркутска. Он обратился к неким ополченцам СССР, призвал их объединиться, вступить в ряды народной армии, восстановить Союз и отстоять его территории. Сотрудники Главного управления по противодействию экстремизму МВД России заинтересовались данными записями и в отношении обоих блогеров возбудили уголовное дело по статье 205.2 («Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма»). Жителя Иркутска арестовали, пенсионерку из Московской области все еще ищут».
Вот так вот каждый из нас неожиданно для себя может превратиться из нормального человека с незапятнанной репутацией в настоящего уголовника. Всё зависит от того, какие составы преступления предусмотрены действующим уголовным законодательством, как они толкуются и кто заинтересован в конкретном процессе. Раньше одно деяние уголовно преследовалось, сейчас другое. От многих статей из Уголовного кодекса РСФСР и следа не осталось, даже намёка на то. Поэтому вопрос о том, кто же такие уголовники сейчас среди нас отнюдь не однозначный и не предопределённый.
Февраль 2022 года.

* * *


Калина-малина

Помню, ровно пятьдесят лет назад вышел я из кинотеатра после просмотра «Калины красной» очень сердитый. Думаю, что ж ты, Василий Макарович, родственник мой дальний, некровный, правда, наворотил! Да разве ж мог рецидивист, стреляный воробей, не знать, что кто-то из корешей может убить его? Должен был знать и спрятаться. Знал, конечно. Но не спрятался. А почему? Да потому, что не за что было убивать его. Перед блатными, каким он и сам был наверняка, судя по биографии, он ни в чём не провинился. Захотел мужик землю пахать – пусть пашет. За это блатные не убивают и даже щелбан не ставят. Захотел мужик с заочницей жить – пусть живёт. И Губошлёп непонятно кто. Оказывается, член или даже главарь какой-то «воровской малины». А кто это по статусу, палач, что ли? Да его самого «воры в законе», а правильнее просто воры, на куски порвут, если он блатного без одобрения сходки замочит. Пусть он хоть сто раз мужиком будет. Воры беспредела на дух не переносят и карают за него сурово. Лажа всё это, Василий Макарович, малина. Или вот – Егор пристаёт к женщине, следователю прокуратуры, изгаляется, скалится, провоцирует. А с чего бы это? Она ему ничего не сделала и даже разговаривать с ним не захотела. Он что, этим самым решил вдруг выместить на ней свою обиду за несвободную жизнь? Он дурак, что ли! Если да, то на кой бес он нам, зрителям, сдался в качестве главного героя? Или вот ещё – в конце фильма брат Любы таранит «Волгу» с бандитами. Он что, тоже дебил? Пока этот взрослый дядька гнался за «Волгой», он сто раз мог раскинуть мозгами, что бывший уголовник Егор сестре его вообще никто, а ему тем более. Кто в него стрелял и за что, неизвестно. Так стоит ли садиться в тюрьму за такое немотивированное мщение. Причём садиться надолго – люди могут погибнуть, порча государственного имущества и т.д. Никакого аффекта тут нет и быть не могло. Один раз в бане вместе помылись, коньячку выпили – этого реально мало по жизни для необузданного эмоционального всплеска и совершения тяжкого преступления. Короче, тогда ещё, давным-давно, назвал я этот фильм для себя «Калиной-малиной». Уверен, что, если бы в том году показ «Калины красной» не совпал с трагической смертью Шукшина, интерес к ней не был бы столь широким. Зачем же я сейчас об этом? А в назидание тем авторам, кто склонен увлекаться художественным вымыслом. Я знаю, о чём говорю. Ибо тогда ещё работал в кинопрокате, статьи про кино и артистов писал. И про людей типа Прокудина многое знаю. Спору нет, Шукшин выдающийся режиссёр, но в последнем своём фильме, на мой взгляд, с таким вот вымыслом он слегка переборщил. Поскольку сама фабула явно сужала его рамки. Особенно это заметно, если сравнивать «Калину красную» с другим замечательным фильмом Шукшина «Ваш сын и брат».

* * *


Досталось на орехи

Есть тут у нас на окраине столицы громадный торговый центр, а позади рынок в два ряда перестроечной наружности. Иду я как-то утром по нему и вижу, орешки продаются. Зашёл в павильон, слева от входа парень чернявый сидит. В смартфон уткнулся. Пробежал я взглядом по ящичкам с ценниками и решил грецких орешков купить. Старикам вроде полезно.
– Будь добр, – вежливо обратился я к продавцу. – Взвесь мне, пожалуйста, граммов двести вот этих.
Молодой человек, не выключая смартфон, встал, взвесил, принял оплату и сел обратно на стул. Мне бы уйти подобру-поздорову. Так нет же, решил я и жене орешков купить, типа кешью или миндаля.
– Будь добр, – снова попросил я. – Взвесь мне ещё вот этих граммов сто.
– А сразу вы не могли заказать, что вам надо! – с восточным акцентом и вопреки любым базарным обычаям сердито упрекнул меня парень.
– Сразу не мог, подумать надо было, – произнёс я в оправдание и не сдержался: – А что, неужели так трудно ещё раз встать?
– Месяц поголодайте, тогда узнаете, – ответил он и не встал.
– Ну, извини! – сказал я и вышел.
Весь день я гадал потом, в чём же вина моя.
А вечером сообщили по телевизору, что завтра заканчивается Рамадан. То есть месяц обязательного для мусульман поста, когда они в дневное время отказываются от приёма пищи.
Да ради Бога! У нас тоже Пасха есть. Только всё равно до сих пор понять не могу, за что я тогда попросил прощения у продавца орехов?

* * *


Всё в порядке

На днях главные СМИ, как по команде, вновь обратили наше внимание на то, что вообще бардак в парламенте – это очень плохо. Образцом такого «бардака» назвали Российскую Думу начала 90-х. И подумалось мне сразу вот о чём. А в начале 80-х бардак был в Верховном Совете СССР? Не было. В том смысле, что никто там не дрался, за волосы друг друга не таскал, на трибуну без разрешения не лез, законы принимались строго по плану, спокойно и единодушно. Однако с точки зрения современных политологов никакого порядка тогда в стране не было. Получается, образцовый порядок в парламенте не гарантирует порядка в стране. Или, если иначе, «бардак» в высшем представительном органе вовсе не обусловливает и не вызывает обязательно беспорядок в государстве.
Октябрь 2019 года.

* * *


Кошмар

Заболел я вечером. Вначале температура была небольшая, а ночью уже тридцать девять и девять. И вот чудится мне в лихорадочном помрачении, будто я на заседании Думы выступаю. Всё плохое обличил, всех негодяев уличил. Всем досталось, и богатым за жадность и чиновникам за коррупцию. А в конце как закричу: «Уходите!». В ответ же все депутаты повскакивали с мест и заорали: «Не уйдём!» Господи, подумал я, чего только не примерещится с такой высокой температурой. Прекрасно живём ведь, особенно от Москвы подальше.
А рано утром звонит мне сестра с Урала и давай жаловаться, какая пенсия маленькая, как цены на всё выросли, к врачу не попадёшь. За квартиру, говорит, заплатишь и можешь зубья на полку складывать. А я человек старый, зубов у меня вообще нет. Иногда спросонья забываю протезы вставить, так и хожу с проваленным ртом до обеда. Так вот я и говорю ей, что болею, не могу много разговаривать. А она, я тебя вылечу. Возьми, говорит, побольше пасты и подольше почисти зубья. Я растерялся и спрашиваю, чего почистить? Кошмар!

* * *


Абсолютная ахинея

По восточному календарю я крыса, а жена змея. Абсолютная несовместимость! Но мы с женой люди северные, не знали об этом, взяли и поженились когда-то. И вместе уже пятьдесят лет. И что-то ни я ей хвост не отгрыз, ни она меня не проглотила. Может, всё ещё впереди?

* * *


Сатановский и Бузова

Только что в «Ленте.ру» прочёл заметку с названием «Раскрыт секрет успеха Бузовой». Вот некоторые выдержки из неё, дословно.
«Российский политолог Евгений Сатановский раскрыл секрет успеха певицы Ольги Бузовой. Он опубликовал свои рассуждения в Telegram-канале.
«Вот вокруг Ольги Бузовой скандалы идут. Ни голоса, ни особых талантов, ни какой-то сногосшибательной внешности, ни специального образования, но в каждой дыре затычка, денег в итоге море и вообще... Получается, на фиг все эти таланты, годы учебы и природные данные?» — написал Сатановский.
По его словам, главное — чтобы была «нахрапистость» и максимальное отсутствие комплексов, «которых у наглой посредственности нет по определению, в отличие от людей ярких и творческих».
--------------
Ну что ж Вы, Евгений Янович, не говорите о главном. Сатановский был, есть и будет – это явление вне времени и формаций, разве что немного от режима зависит. А Бузова – это капиталистическое явление, им порождённое и от него зависящее. Бороться нынче с явлением «Бузова» – всё равно, что бороться с инфляцией или безработицей, например. Максимально бесконтрольное и всепоглощающее делание денег – суть и задача капитализма. Конфет много, но из дерьма. Культура есть, но из невежества. Прибыль тем больше, чем больше потребителей. Большинство же потребителей изначально не может быть с развитым положительным вкусом. У детей, подростков и застрявших в детско-подростковом возрасте почти вообще нет никаких вкусов в сфере культуры – что им суют, то и потребляют. А денежки-то кое-какие у их родителей или у них самих есть. Вот и надо с большего количества содрать побольше. Подобные коллективные проекты не новы и абсолютно объяснимы. Самое печальное, что при капитализме они удобны действующей власти, и символически, и практически. Сегодня Бузова – завтра Пузова, Арбузова, Бутузова… Разницы нет. А жизнь, какая нужна тем, кто руководит обществом по капиталистическим законам, продолжается. Помню, много лет назад поздно вечером в центре Сочи девочка лет тринадцати билась в истерике оттого, что мать тянула её домой от высокого забора летнего театра, где Шура, то ли вживую, то ли запись крутили, пел чего-то там про осень с летом. Ничего с той поры не изменилось. Поклонницы только помолодели. Бузову знают сейчас даже дошколята. Нападать на неё персонально, называя её «наглой посредственностью» – не более, чем пустое обзывательство с неприязненным выстрелом мимо цели. Я всё-таки подозреваю, что у неё, как у всех у нас, есть честь и достоинство. Обзывать капитализм – дело другое, у него действительно нет ни чести, ни достоинства, и весь он в целом состоит из наглой посредственности.
Извините, уважаемый Евгений Янович, сумбурно получилось. Но я ж это, сходу. Возможно, Вас в указанной заметке не так истолковали, или Вы вообще ничего такого не говорили. И за «капиталистические» марксистско-ленинские аргументы не взыщите. Однако другие, на мой поверхностный взгляд, в данном случае бесполезны. Они не о главном будут.
Сентябрь 2021 года.

* * *


Чаша весов

В последнее время как-то «оживилось» законодательство об оскорблении власти. А я вот о чём думаю при этом. В принципе и безотносительно к конкретным правовым нормам. Вот, например: особое почтение, полезные связи, приличные деньги, классное жильё, закреплённый транспорт, усиленная охрана, «свои» пенсии, статусная неприкосновенность, качественное питание, комфортный отдых и тому подобные заманчивые и недоступные для большинства граждан блага и привилегии. А за что? Оно ведь как по идее должно быть для равновесия: на одной чаше весов всё перечисленное выше и даже возможно больше, а на другой – соответствующая, то есть куда более серьёзная и, главное, реальная ответственность. Сняли с должности и отправили на «заслуженный отдых» либо пересадили на другое служебное кресло – это образец и предел ответственности, что ли?
А как же быть с причинённым государству, то есть всем нам, вредом, независимо от того, причинён он умышленно, по неосторожности или по недосмотру, так сказать? Вот, опять же, к примеру: выбрали по спискам партии в депутаты или назначили на высокую исполнительскую должность, а причитающиеся автоматически блага-то за что при этом – за лояльность к устоявшейся действительности или за сам факт принадлежности к властным структурам? Сделай сам что-нибудь достойное, грандиозное, насущное, полезное, рискованное, прояви себя как смелый политик или крепкий хозяйственник, а потом и получай в индивидуальном порядке от народа персональную неприкосновенность и прочие привилегии, в том числе особую государственную защиту от оскорблений и иных всяческих нападок от кого бы то ни было. Но это ведь я так думаю.

* * *


Басня и дебил

Есть у меня басня с названием «Предел». Речь в ней о том, как три вороны попытались засудить Льва за то, что он якобы не сумел соблюсти предел необходимой обороны, убив напавшего на него Шакала. Начало басни такое:

Шакал,
Прославиться мечтая
И удаль показать свою,
На Льва напал.
Тот безмятежно спал,
Не зная лучше рая.

На днях получаю гневный отзыв на эту басню от некоего очень, похоже, осведомлённого субъекта с одного популярного литературного сайта. Он пишет: «Автор живёт в своём выдуманном мирке. Где это он видел, чтобы шакал сам нападал на льва. Шакал дебил, что ли?!»
От такой «критики» хочется упасть и асфальт грызть. Ну не про животных ведь, как таковых, басни пишутся. Детишки, и те знают об этом. Ладно, о моей басне такой отзыв. Я никто. Потому о моих стишках можно, конечно, как угодно высказываться.
Но вот в басне Крылова «Журавль и волк», к примеру, есть такие строчки: «Журавль свой нос по шею засунул к Волку в пасть и с трудностью большею кость вытащил и стал за труд просить». И где ж это великий баснописец видел, чтобы журавль сам свой нос к волку в пасть совал, дебил он что ли?!
Или про Ворону незабвенный Иван Андреевич пишет: «Да позадумалась, а сыр во рту держала». А никакого рта у вороны и нет вовсе, клюв у неё. И в природе сама ворона никогда ничего никому
И я позадумываюсь, кто же дебил-то?! Во всяком случае – не шакал…

* * *


Ох, уж эта Москва!

Судя по официальным восторженным разговорам о Москве, так вроде ещё немного и она станет столицей мира. Так-то оно, может, и так. Да вот вопрос, а нормально жить в ней сейчас можно? Просто выжить – это главная задача, которую приходится решать любому человеку на Земле. Она диктует естественное стремление иметь нормальное жилище и нормальное питание. И при чём здесь тогда современная Москва? Бывать в ней стоит, наверно, кому-то она необходима для работы, кому-то для реализации своих творческих планов. А жить-то в ней такой постоянно, изо дня в день, зачем? Социальные и бытовые изменения, произошедшие за последние десятилетия, таковы, что выживание обычного человека перестало зависеть от большого скопления людей в одном месте. И само это скопление обусловлено уже в нынешних условиях ничем иным, как алчными интересами узкого круга влиятельных персон. Люди чувствуют это, но полностью избавиться от непомерных амбиций, старых мифов и пагубной зависти не могут. Ещё сложнее согласиться с тем, что нормальное жилище и нормальное питание – это и есть самое важное. Понятно, что норма – категория растяжимая. Но столичные новостройки, которые реально выглядят как гетто, и качество продаваемых в сетевых магазинах продуктов питания никаким нормам жизни не соответствуют. Недавно прочитал в Интернете материал под заголовком «Бегство из Москвы уже начинается», в котором известный социолог на основании соответствующих исследований и наблюдений утверждает, в частности, следующее: всё более проявляются признаки оттока населения из столицы; помимо проблем с пробками, экологией и преступностью москвичей напрягает сам ритм жизни в мегаполисе, то есть невероятная перегруженность процедурами и действиями, которые никак не сообщаются с главными целями жизни; людей вообще и даже тех, у кого есть деньги, раздражает транспортный коллапс, скученность города, перемешанность в нём совершенно разных слоёв населения, отсутствие культурного микроклимата в конкретных местах проживания, ослабевающие связи с историей города и исторической памятью; Москва превращается в зону транзита, в ней все словно «временные» и никто не постоянный, что создает дискомфорт…

* * *


Чудеса равнодушия

Просто посидел с топором в приёмной – и три года лишения свободы. Это я об одном случае, который произошёл несколько лет назад далеко от столицы, в сибирской глубинке. Пастух или сторож, не помню, дремучий мужичок пенсионного возраста, не получил в который раз подряд зарплату, крепко выпил, облачился в драную телогрейку, взял топор и пошёл разбираться с местным предпринимателем-латифундистом. Пришёл в контору, работодатель в отъезде, тётки успокоили пьяного земляка, от души посмеялись над ним, чаем попотчевали. Он поворчал, посопел и побрёл домой отсыпаться. На суде, в райцентре, предоставленный государством адвокат, такой же с виду никчёмный мужичок, но в галстуке, невнятно и неуверенно попросил вызвать на слушание дела хотя бы одного свидетеля и самого заявителя, выполняющего, по мнению суда, очень важную служебную деятельность в глухой деревне. На что судья сурово отреагировала: «Вы в своём уме, представляете, сколько им до нас ехать по бездорожью!». И немедля вынесла приговор. Осуждённый ничего не понял и снова, в спину горделиво удаляющейся даме в судейской мантии, стал рассказывать про какую-то корову или козу. Всего времени от начала этого судебного заседания и до его конца ушло минут десять. Чудеса равнодушия!

* * *


Куда ж вас дети?

По сообщениям в СМИ министр культуры Владимир Мединский заявил недавно, что в России за 20 лет выросло поколение людей с искаженными знаниями об истории государства. Об этом он сказал во время презентации своей книги «Война — Мифы об СССР 1939-1945 годов» на международной книжной ярмарке в Белграде, передает РИА Новости. «Я работал в комиссии правительства по истории Второй мировой [войны] и много ездил по стране, общался с молодежью, со студентами. (...) Они либо ничего не знают, или у них голова забита всякой чушью». По словам главы Минкульта, молодые люди получают знания из голливудских фильмов, статей в интернете и компьютерных игр. Мединский подчеркнул, что история определяет шаги людей сейчас, «за это идет информационная война во всем мире».
А я в связи с этим хочу обратить внимание на пагубную и невесть откуда взявшуюся привычку у нас относится сейчас к взрослым людям, как к детям. Послушаешь, почитаешь разную информацию, так выходит, что нынешние наши 20-летние всё ещё, оказывается, «девочки» и «мальчики», а 30-летние – «юноши» и «девушки». Получается, что 18-летние в России – просто «дети». По этой градации во времена даже позднего СССР, совсем недавно, на заводы и на стройки (после ПТУ, например) шли работать вообще «младенцы».
Декабрь 2018 года.

* * *


Ау-у, правдолюбы!

В 2019 году я написал статью «Путин и мы». Написал так, как думал тогда, со стишками и с басней. Прочитали эту статью многие.
Некоторые высказались о ней положительно. Но так называемых «правдолюбов» оказалось гораздо больше. И тогда большинство откликнувшихся вынесло мне суровый приговор – льстец я, оказывается, подхалим, противник свободы и демократии. При этом маловероятно, что кто-то из них смог бы внятно объяснить, а что собой представляют свобода и демократия.

Дух свободы всех тревожит,
Но закон, увы, таков:
Быть её никак не может
В царстве лжи и дураков.

Поэтому какой только глупой пакости я не начитался шесть лет назад за то только, что похвалил нашего Президента. Изощрялись «правдолюбы» тогда в отзывах и комментариях смело, открыто, воинственно. В выражениях не стеснялись, вплоть до мата. Как будто трудно было сообразить, что если человек чего-то или кого-то хвалит, то это его позиция. А не потому, что он не видит недостатки этого самого чего-то или кого-то. Выражали бы отдельно свою позицию. Так нет, куда проще было очернить, уличить, заклеймить Президента, а автора статьи вообще презреть, обозвать и уничтожить.

Всю Россию обглодал
Ненасытный Бог наживы.
Если б знал, что все так лживы,
Я б за правду не страдал.

Нынче уже и аж 2025 год! Многое изменилось. И я решил вдруг проверить своё мнение о Путине на соответствие той давней статье о нём. И вот ведь оказия – таким же оно и осталось! Но я понимаю, что люди разные и мнения могут быть разными или становиться другими. Вот я и разместил несколько дней назад эту самую статью на старых сайтах под заголовком «И снова «И снова о Путине», ровным счётом ничего в ней не поменяв. Предисловие только коротенькое добавил. Не скрою, просто любопытно стало, а как нынче читатели отнесутся к моей прежней статье о Путине? Кроме того, я посчитал, что ещё раз, но уже в новых условиях, высказаться о действующем Президенте в одобрительном тоне лишним не будет.

Судьба текущего момента
В двух строчках видится всего:
Чем больше прав у президента,
Тем больше пользы от него.

То есть вот он я – с прежними своими «антидемократическими» и «подхалимскими» суждениями и с тем же начальным стишком. А вы, свободные и агрессивные «правдолюбы», где, Ау-у! Куда вы все запропастились, повымерли, что ли? Допускаю, что статья моя неинтересна и охоты реагировать на неё не вызывает. Но правды ведь про нас и в том числе про Путина меньше не стало. Зайцы вы трусливые, вот что я вам скажу! Тогда, значит, можно было не соглашаться с похвалой Президента и публично хаять его, а сейчас, значит, нельзя уже, опасно, как бы чего не вышло.

Мы – поколение хающих,
И чуда ждущих.
Поэтому выживающих,
А не живущих.

Ничему вас ни учителя, ни книги, ни жизнь не научила. Объективно диктуемые исторические сравнения и правила середины вам недоступны. Вся ваша правда – никакая не истина, а нудное выражение хронического недовольства. Ладно бы собой, а то всем на свете: страной, погодой, женой, мужем, врачами, стихами, соседями и, наконец, властью. Слаб человек, и кривда легко его в плен берёт. Чтобы за правду бороться, надо знать её, великий ум иметь и дух могучий в придачу.

* * *


Пустышка

Свобода – красивое слово. Хоть на русском, хоть на ином языке. Точно пение птички. И всё. А в приложении к жизни на Земле – фонетическая пустышка. Особенно это касается воззвания к свободе слова вообще. Что предполагает вроде как освобождение от чего-то. Но не может быть освобождения от того, без чего не может быть самой жизни. Нет жизни без определённого порядка любого свойства и в любой сфере. В использовании человеческого слова тоже существует свой порядок. Хотя бы потому, что слово – это в том числе мощное интеллектуальное оружие. Поэтому требования свободы слова означают призывы к беспорядку в общении между людьми: один сказал, что попало, другой ответил, как попало, затем кулак, нож, пистолет… Посредством слова решается почти всё в нашей жизни. Но оно никак бы не решалось, и самой нашей жизни не было бы, если бы не существовал установленный порядок в употреблении слова, гласный или негласный. Тот, кто требует свободы слова в принципе, тот требует, по сути, приравнять слова к отходам жизнедеятельности человека. Нет и не должно быть никакой свободы слова. Если категорично, то лозунг один – всё на Земле должно подчиняться разуму и целесообразности. Вначале всё-таки была мысль, а потом слово.

* * *


С тобой хочу я быть

Не отдаю я предпочтенья
Ни дням осенним, ни весне.
Благодарю сердечно день я,
Который кровь бодрит во мне.

Зной на дворе иль ветра вой
Обидой мелочной не встречу.
Но что же нужно мне, отвечу:
С тобой хочу я быть, всегда с тобой.

Я не знаю, кто сочинил это стихотворение. Впервые я прочёл его в маленьком самодельном альбоме с бархатной обложкой. Все стихи в нём были о любви. И написаны они были тонюсеньким пёрышком красивыми буковками чёрной тушью. И все без указания авторов. Альбом этот показала мне соседская девочка, когда мне было лет десять. Его как-то через кого-то передал жене сидевший в тюрьме её отец. Другие стихи из этого альбома я не запомнил, а вышеприведённый почему-то навсегда врезался мне в память. Я читал его потом женщинам, за которыми ухаживал, или сопровождал им предлагаемый тост за любовь. Надо же – целая жизнь позади, а стишок этот вот он, без альбома и буковок!

* * *
18.09.2025 19:18
***
О сколько крупиц одиночества
Опавшие листья приносят.
Любимое время для творчества
Холодная русская осень...
18.09.2025 19:13
Бесценный Миг
Когда спускается прохлада
И город погружается в покой,
Мне ничего другого и не надо:
Лишь следовать за яркою звездой.

В руке моей дрожит свечи огарок,
Путь освещая в темноте ночной.
И этот миг- бесценнейший подарок,
Чтоб снова мне побыть самой собой.

И, улыбаясь мысли потаённой,
Я продолжаю свой неспешный шаг
Мечте навстречу с рифмою рождённой,
Рассеивая полуночный мрак.
18.09.2025 19:06
Я не люблю менять стихов
Я не люблю менять стихи, в них что-то пропадает…
Они становятся глухи, тон сердца исчезает.
Непостоянство тишины, не идеальность звука,
Касанье призрачной струны, мираж, мерцанье… мука.
Такая сладкая капель, что ждешь, вот-вот и… в душу
Чуть приоткроет кто-то дверь… к теплу в лихую стужу.

Я не хочу терять друзей. Ужасно. Невозможно.
Как будто к пропасти потерь. Так страшно и тревожно.
Я не могу не говорить, когда молчать нет силы,
Мне что-то бросили в огонь и пепел погасили.
И пламя красное моё скитается по свету,
Не может пепел без огня, огня без пепла нету.

Скажите, где мои края? Где смерть? И где рожденье?
Где! Та заветная земля, что скажет: «Отпущенье».
Я в каждом мире, как в чужом, нигде успокоенья.
Сожжён был мной когда-то дом, и нет мне исцеленья.
Я не люблю менять стихи, ведь верят лишь однажды...
Без веры стёрты все грехи, нельзя погаснуть дважды.
18.09.2025 19:05
***
Пора отпускать, серьезно, себя разрушаю зазря.
Быть может, когда-то возможно, но только сейчас не твоя.

Прости мое глупое сердце, не будет больше скулить.
Прикрою-ка я пока дверцу, чтоб душу не простудить.
18.09.2025 18:03
***
Прекрасное утро мне шепчет сентябрь: «Забудь все проблемы, гуляй».
Листва так прекрасно шуршит под ногами, не знает душа аж где край.

Включила наушники, музыка глушит, да пофиг, тревогам конец.
Я справилась, знаешь, я выжила всё же, и значит уже молодец.

Ведь столько проблем, столько планов о смерти, но не посмела исполнить.
Теперь же себя я ценю наконец-то, себя я стараюсь лишь помнить.

Ведь сколько их было, все клятвы давали, а где же сейчас они все?
Да-да, я о том, что все дружно сливались, когда было хуже всех мне.

Но я ж молодец, я смогла встрепенуться, зима закалит мне крыло.
Не верить словам, а смотреть на поступки, тут правило только одно.
18.09.2025 18:01
***
я всё ещё чувствую тебя рядом,
когда уже очень далеко
от места нашей последней встречи.

меня всё еще что-то греет.
мне так хочется сойти с ума,
когда нет возможности тебя увидеть.

и я чувствую, что что-то давит
в моей очерствелой груди.

нервный свет на крыльце у подъезда,
серых стен раковая тоска

разделяют со мной эти
чувства,
параллельно съедая меня

в то же время
в меня проникает
вечеров изнурительный яд

я скурил все
до самого края
ещё один вечный день без тебя
18.09.2025 17:50
***
Я чувствую тебя моя...та самая
Моя сильная моя слабая
Порой слепая неизвестная
Моя .. печальная...интересная
Но в целом ты моя... чудесная

Иду среди белых и черных полос
Не жалея при этом ни эмоций ни слез
Продолжаю любить тебя отчаянно
Рассыпаясь громом в расскаянии..

Ты посылаешь мне как письма
Людей хороших и плохих
Ты тоже есть своя у них
Своя с дорожками и тропами
По тебе мы мчимся голопами

Для бога мы все как под микроскопами
Со своими судьбами и гороскопами

Я иду и держу тебя на ладошке
Как пушистую снежинку зимой
Я иду по дороге глажу кошку
Воробьи кричат на перебой

Я иду и вдыхаю тебя осенними листьями
Вижу тебя рябины кистями
Я иду а ты меняешь палитры неба
Ты есть даже в каждой крошке хлеба

Ты зарождаешься в утробе матери
Мы своей судьбы основатели
В нас живут ангелы -демоны
Мы тебя слогаем поэмами

Мы те кто чертит тебя проблемами
Своими людскими земными схемами
Закручивая теоремами
Укрываясь молитвами словно шлемами...

Я чувствую тебя моя та самая...
Ты каждому дана своя
Та самая пусть и не вечная
Жизнь моя и судьба ....
18.09.2025 17:49
***
Девочка моя девчонка
Лучик солнца , свет очей
Ты награда , моя гордость
Радость моих будних дней
Доченька моя родная
Даже в самый грустный день
Мать улыбкой согреваешь
Добротой своей сражаешь
Даже в самый худший день
Ты мой мир , моя планета
Лучшее , что может быть
Все , что я хочу сегодня
Знать ,что ты счастливей всех.
18.09.2025 17:36
***
В ночи сияют звёзды ярко,
Лучами озаряя путь.
Пусть сон твой будет лёгким, сладким,
Как полуночный поцелуй.
Наполнит душу чудесами,
Теплом согреет,волшебством.
Пусть каждый миг раскроет тайну,
И счастье в сердце с огоньком.
18.09.2025 17:29
Я люблю красивых людей
Я люблю красивых людей,
и за ними люблю наблюдать.
Среди этих пасмурный дней,
жизнь их очень люблю представлять.

Они так же смеются, грустят,
они так же живут как и все.
Их все любят, боготворят,
или сложно им жить на Земле?

Они ходят, как все в магазин,
и на кассе стоят как и все.
Для печали у них нет причин,
или боль есть у всех и везде?

*****
18.09.2025 17:20
Патриот
Сглотни слюну и рот протри.
Я патриот, и мне не стыдно
На ваши пренья с высоты.
Мне даже взор направить
не солидно.

Я — человек большой страны,
Я гражданин великого народа.
Наш труд громадной широты
Непостижим для уличного сброда.

России мощные ступни,
Издалека любому видно.
Не стоит сильного дразнить,
Смеясь за спинами ехидно.

Идти на страшный смертный бой,
В огромный космос, сев в ракету,
Или на дно больших морей,
Недостижимых целей нету.

Россия — мама, дом родной.
Тобою жизнь сынов согрета.
Ты будешь жить любой ценой.
Без мамы нам чужда планета.
18.09.2025 16:44
Маска
Ты всё под маской прячешь
Суть своего лица,
Смеёшься или плачешь
В созведьи Близнеца.

Скрываешься упрямо,
И это не порок,
Не каждый эту драму
В себе хранить бы мог.

Но если две природы
В одной душе живут,
Они, увы, свободы
Друг другу не дадут.

И маска вновь смыкает
Твоё двойное "я",
Как будто выбирает,
Кто слаб, а кто – стезя.
18.09.2025 16:04
Команда "Пуск"
Лоскутный пёстрый коврик на полу.
На плитке чайник и варенье в банке
Старинный шкаф с посудою в углу.
Взирает кот на хлопоты хозяйки.
Воскресный день и солнышко в окно
Не встали дети. Их никто не будит.
Подходит тесто. На душе легко.
А если так, пирог удачным будет.
На кухне тихой музыка слышна,
И вкусный запах в воздухе витает…
А где-то там за окнами война
Команды «Пуск!» спокойно ожидает.
18.09.2025 15:32
Аннушка 2 ( глава 58)
Вот едет адвокат в ту школу ,
Куда отправил Анны дочь.
Вернее , дочь городового .
Неважно. И в глухую ночь ,
Раздался гром и искры молний ,
Да ливень сильный начался .
Наш адвокат ехал безмолвно ,
И от дождя лишь прятался .
О девочке все были мысли :
Она ведь ему верила ,
А он взял из дому и выслал .
Как быть с этой потерею?
Ведь в смерти её он виновен
И нет уж оправдания.
Список ведь слуг у них огромен,
А он отправил с нянею ...
Ведь , знал же , что няня опасная
И ,что на графа трудится .
Не смог предугадать ужасное .
Теперь мысли роем крутятся
Вокруг него. И словно осы жалами,
Стараются всё в мозг попасть ,
Наполнить бы отравами ,
Чтоб от проказы смог пропасть...
Пока так совесть его мучит ,
Ливень дорогу размывал .
Им переждать бы было лучше ,
Но адвокат в мыслях пропал.
Да не заметил , что бушует
Погода страшная вокруг ,
И что он с кучером рискует ,
Беда случиться может вдруг...
Вот по лесу карета едет ,
Её несёт от края в край
Ночь , грязь и сильный ветер
И как-то вышло невзначай,
Ураган дерево ломает,
Оно со свистом вниз летит.
В итоге кучер погибает ,
Наверное так няня мстит...
Лошадь волнуется от страха,
Сам экипаж в грязи лежит.
Адвокат,словно черепаха ,
Ползти пытается. Дрожит.
А с неба вода так и льётся,
Да где-то слышен волка вой .
Откуда сила та берётся ,
Адвокат терпит злую боль.
Насквозь промок и очень грязный ,
Так вышло , адвокат уснул.
А может потерял он ясность
И в мир иной на миг порхнул .
Не важно .Но счастливый случай,
Помог ему жизнь обрести .
Лошадь , очень долго мучась
Хозяина смогла спасти.
Она к нему полуживому ,
Не ясно как , но привела ,
Лесничего да и с подмогой .
Вот так вот , лошадь помогла.
18.09.2025
18.09.2025 15:02
***
Свинцовый жемчуг льет вино
Из тел, не знающих пощады.
Там каждый бьется за своё,
Но лишь одна на всех награда.

Где стон орудий громовых
И хрипы раненого тела,
Где вся земля от ран болит,
И нет мучениям предела.

Там только мертвый тихо спит,
Он заплатил, он цену знает,
И безмятежный его вид
Живых давно уж не печалит.

Где кровь и смерть, где только боль,
Где безграничные потери,
И только к родине любовь
Нас заставляет в жизнь поверить.
18.09.2025 13:57
Депрессирую немного
Депрессирую немного
В отпечатке облаков,
Улыбается дорога
Жёлтым росчерком шагов.

Серый день в стекле бормочет,
Чай остывший греет плед,
Небо вновь водою мочит
Мой едва горящий свет.

Но не страшно — это осень
Только шутит, не всерьёз,
Грусть мелькает в хвое сосен
И в дыхании берёз.

Луч прорвётся спозаранку,
На меня укажет он,
Снова душу наизнанку,
С головою в капюшон.

И шагать по тротуарам,
Депрессировать слегка.
«Не нужна мне осень даром!» –
Бьётся ветром у виска.
18.09.2025 13:50
Лежит письмо
Лежит письмо без адресата,
Слова галдят наперебой,
Как будто время виновато
В пустой игре с самим собой.

Оно дрожит в немой попытке
Достичь далёких чьих-то глаз,
Его судьба висит на нитке
Из некогда приятных фраз.

Лежит, забвением укрыто,
Чернила высохли в тоске,
И не узнает сеньорита
О ровных строчках на листке.
18.09.2025 13:48
©2025 Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Копирование запрещено!