Михаил Васильков 384
"Обернитесь, обернитесь И пройдите сквозь меня красной нитью! Я не знаю, кто вы есть и какой несёте крест. Обернитесь, я - здесь!"
 
Подборка стихотворений об осени
Подходит осень

Ещё тепло, но солнце меньше греет
И неуютно стало ранним утром.
Теряют травы сочность акварели,
Переливаясь сонно перламутром.
Им, в серебристо-розовой одежде,
Не заискриться радостно, как прежде.
Подходит осень с журавлиной грустью –
Пора прощанья стай крылатых с Русью.

Засентябрило

Засентябрило. Признак верный:
Росою утро холодит.
И этот холод, лёгкий, нервный,
Меняет летний колорит.

Тускнеют краски на рассвете.
В низине, вотчине речной,
Туман белесый ставит сети
И ловит встречных пеленой.

Осенняя фантазия

Вот чистый лист. Сейчас мне предстоит
Нарисовать осеннюю картину:
Здесь сад листвой заплачет, здесь рябина
Румяная о дубе загрустит.

Её костёр невиданной красы
Укажет заблудившимся дорогу,
Что единит людей с незримым Богом...
Потом луга пойдут, кусты.

Там солнца заходящего лучи
Пробьются в облаках над грустным миром,
Который я намечу лишь пунктиром,
Чтоб в нём влюблённых пылких разлучить.

Я не хочу их разлучать, конечно,
Но что поделаешь – подходит вечер.
Пусть сохранит она свою невинность
Хотя бы для создателя картины.

Давай с тобой по осени пройдём!

Давай с тобой по осени пройдём,
Последний раз цепляя клёнов листья,
Омытые «блистательным» дождём,
Как говорят поэты и стилисты.

Давай с тобой по осени пройдём
С улыбкой, шуткой, безо всякой грусти
И, надышавшись вволю октябрём,
Друг друга безрассудно не отпустим.

Первый иней

Я люблю первый утренний иней.
И всегда с восхищеньем гляжу,
Как он красно-серебряно-синим
Украшает на поле межу.
И пускай днём вокруг неуютно.
Под ногами ершится стерня.
Но в ядрёное, чистое утро
Красотой незаметной, минутной
Хрупкий иней пленяет меня.

Осенний мотив

Каждый день одно и то ж.
Вот уж целую неделю
Сыплет монотонно дождь
Без разбору и без цели.

Силуэты за окном
Цвета чайного настоя.
Тонет в грусти старый дом
Вместе с жизнью молодою.

И сегодня, как вчера,
Всё размыто пеленою.
Осень, грустная пора,
Что ты делаешь со мною?!

Может быть, листвой шурша,
Ищешь спутника седого?
Но моя ещё душа
К этой встрече не готова.

Осень

Зажглись леса печальными кострами.
Листвою пахнет павшей и грибами.
Попрятали знакомые тропинки
Берёзки молодые и осинки.

А в небесах курлычет птичья стая,
Простор родного края покидая.
Клин журавлей летит в чужие страны,
Прощальной песней обжигая раны.

Я улетел бы тоже вместе с ними
Туда, где лето не пускает зимы.
Но русский – гость нежданный за горами,
И вряд ли осень пахнет там грибами.

О грустном

С каждым днём всё ближе, ближе
Холодов свирепых стаи.
Потеряла осень рыжесть –
Люди все серьёзней стали.
Свитера, плащи и куртки
Заменили майки, блузки.
И холодные окурки
Говорят о чувствах грустных.
Скоро снег, и скоро вьюга
Закружит за нами следом.
И мы будем греть друг друга
И мечтать о встрече с летом.
 
Что прячется в улыбке Моны Лизы
Что прячется в улыбке Моны Лизы?
В ней то, что нашу гордость задевает.
Мужчина взглядом женщины пронизан
И чувствует: она о нём всё знает.

И в этом знанье власть её и сила,
Умноженная тайною молчанья.
Уж лучше бы она заговорила
И обрекла нас на четвертованье.
 
Поэтическая грамматика для начинающих поэтов с юмористическим обрамлением
– Это поэтическая грамматика для начинающих поэтов?!

– Ещё какая!

Содержание:

I. Темы. Идеи.

II.Образы. Композиция.

III.Стихотворный размер. Ритм (отсылка к электронной программе).

IV. Приёмы. Способы. Средства словесного художественного творчества.

V. Учебный материал.

VI. В помощь (электронные программы: "Пять в одном" и др.).

VII. "Узелки на память".

VIII. Приложение (словарь качеств и др. полезная информация).

IX. Короткое послесловие.

I. Темы. Идеи.

«Горячая десятка»:

1. Тема Родины и народа. Родину не выбирают – её защищают, за счастье народное борются. Гуманизм. Обличение деспотизма.

2. Живая современность, её самые острые, самые болевые проблемы с точки зрения народной правды, здравого смысла.

3. Человек и Природа. Храм Красоты.

4. Тема человеческого подвига. Воспевание Человека, и в страдании не теряющего своего величия, внутреннего достоинства.

5. Тема любви.

6. Мифология, легенды, историческое прошлое, пропущенное через призму творческой фантазии.

7. Философия жизни. Иронический и весёлый взгляд на молодость с её легкомыслием, на зрелость с её снобизмом, на старость с её причудами.

8. Тема искусства, торжествующего над временем.

9. Тема поэта и поэзии.

10. Тема стоицизма: стонать, молиться, плакать – удел рабов. Оптимизм. Бодрость. Мужество. Добрый смех, шутка, улыбка. "Говоря о смерти, воспевайте жизнь!"

Поменьше пальбы из пушек по воробьям.

II. Композиция. Образы.

"Лучшая десятка рекомендаций":

1. Соблюдайте законы перспективы! Благодаря перспективе предметы можно приблизить к переднему плану, увеличив их размеры, или отдалить, уменьшив, во времени и пространстве. Делать это можно с помощью пространственных и временных наречий и др.

2. Должна быть какая-то исключительность, особенность, нестандартность изображаемого момента, что позволит привлечь внимание к происходящему.

3. Недостатки компоновки - обилие фигур, второстепенных деталей, лишённых выразительности. Надо, чтобы читатель сконцентрировал своё внимание на главном. Тургенев, изображая разночинца-демократа Базарова, обращает внимание на его руку и балахон - и этого достаточно, чтобы показать происхождение и род занятий героя.

4. Большое значение имеет объём произведения для компоновки всего изображаемого. Стремитесь к краткости, как учил Чехов. Лирику отличает от прозы прежде всего динамичность слова. Малый объём и динамичность предопределяют жёсткий отбор, и немногое отобранное получает непомерную нагрузку. Это относится, например, к внешности, к жестам персонажей.

А.Фет написал:

Только в мире и есть этот чистый

Влево бегущий пробор.

А вот ахматовские строки, передающие волнение героини :

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

В поэзии эти строки поражают читателя, а в прозе они вряд ли произвели бы сильное впечатление.

5. Принцип целесообразности – все средства, используемые художником слова, должны быть подчинены теме и идее произведения.

6. Поэт, как и художник, до начала работы должен ясно представлять все подробности изображаемого, конкретность момента и места действия, число фигур и их расположение, о чём они будут говорить, как они будут действовать.

7. Построить картину надо так, чтобы переменить ничего нельзя было: ни одного слова, ни одного знака препинания, ни одного движения персонажа.

8. Построение произведения:

а) слово (особенности языковые);

б) сопутствующие образы (свет, звук, пространство, время, образы вещей, цвет, интерьер и др.);

в) отдельный образ - персонаж(портрет, характер, речевая характеристика. Где и когда? С кем? Каким образом? Что? и т. д.);

г) мотивы поведения, действия персонажа (основные, микромотивы. Мотивы складываются в сюжет, сюжетные линии переплетаются - так строится композиция);

д) тема и идея.

9.Портрет персонажа: внешность, черты лица, детали одежды, душевное состояние, взгляды и духовные ценности, социальный статус, семейное положение, рассказ о прошлой жизни и т.п.

10. Упрощённо схемы композиции выглядят так:

1.Кто?(Что?) - Где? - Когда?(В прошлом, настоящем или будущем? Как долго?) - С кем? - При каких обстоятельствах? - Каким образом? - Что из этого получилось?

2. Предыстория - история - эпилог (возможны дополнения и вариации).

III. Стихотворный размер. Ритм.

Электронная "программа без промаха" проверит "алгеброй гармонию".

Найдите в Интернете электронную программу с приложениями Poem Parser-3, которая поможет вам расставить ударение, проверить ритм, определить размер, найти ошибку. Наряду с классическими размерами силлабо-тонической системы стихосложения (ямбом, хореем, дактилем, амфибрахием, анапестом) она определяет тонический стих или указывает, что структура не опознана.

Не найдёте - слушайте музыку стиха! Пойте! И забудьте про все размеры! Русская душа подскажет ритм не хуже всех программ и учебников.

IV. Приёмы. Способы. Средства словесного художественного творчества.

Если учиться у кого краткости, яркости, точности, простоте, выразительности, то лучше у самого Пушкина. Это образец, эталон. "Пушкин - это наше всё".

10 приёмов и средств выражения из поэзии Пушкина:

1. Инструментовка стиха:

Но дважды ангел вострубит;

На землю гром небесный грянет;

И брат от брата побежит,

И сын от матери отпрянет.

Сравни похожую инструментовку у Тютчева:

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Скопление «р» передаёт громовые раскаты.

Инструментовкой можно передавать шум воды, ветра, топот ног, копыт, подков и др.

Одно "но".

Пушкин, написавший: "Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой", в совершенстве владел инструментовкой. Но он, очевидно, считал, что поэт может себе это позволить изредка, решая определённую задачу. Сплошная инструментовка стиха, надо думать, показалась бы Пушкину ребяческой затеей.

Есть ещё смысловая инструментовка. Она была ещё более существенной для поэтов-символистов.Например, достаточно таких семантических знаков, как Маир, Ойле, Лигой, чтобы создать Сологубу прекрасный мир мечты:

Земля Ойле живёт в волнах эфира,

Земля Ойле,

И ясен свет блистающий Маира

На той земле.

2. Способ обрисовки целой картины через какую-нибудь характерную мелочь.

Как жарко поцелуй пылает на морозе!

Как дева русская свежа в пыли снегов!

Можно ли ярче передать ощущение зимы и мороза, чем через этот «поцелуй» и «пыль снегов»? Ростов у Толстого целует Соню, чувство поцелуя смешивается у него с запахом жжёной пробки. Этот способ обрисовки идёт от Пушкина.

3. Большую роль в поэзии играет символика. У Пушкина конкретная дорога получает значение жизненного пути вообще со всеми его печалями и радостями. Стоит заглянуть в словарь символов.

4. Поэтическая речь любит намёки. Классик часто намекает на что-то известное только двоим – автору и той, к которой он обращается:

Сказать ли вам моё несчастье,

Мою ревнивую печаль,

Когда гулять, порой в ненастье,

Вы собираетеся вдаль?

И ваши слёзы в одиночку,

И речи в уголку вдвоём,

И путешествие а Опочку,

И фортепьяно вечерком?..

О чём слёзы? С кем вдвоём? Зачем в Опочку? Что обозначает это фортепьяно?

Только намёки, но за ними вырастает определённая картина: есть соперник, он живёт где-то около Опочки, героиня уединяется с ним в углу, что-то происходит за игрой на фортепьяно и т.д. Согласитесь, что намёки создают загадочность, таинственность, подогревают интерес читателя. Возьмите это на вооружение.

5. Игра на паузах. Живое чувство не передаётся гладкими фразами – оно требует свободных эмоциональных оборотов речи, улавливающих малейшее сердечное движение. Иногда пауза действует сильнее, чем какое бы то ни было – хотя бы самое краткое – высказывание. Бывают случаи, когда «лишь молчание понятно говорит». И Пушкин был неподражаемым мастером игры на выразительных паузах.

Теперь она сидит, печальна и одна…

Одна… Никто пред ней не плачет, не тоскует;

Никто её колен в забвенье не целует;

Одна…ничьим устам она не предаёт

Ни плеч, ни влажных уст, ни персей белоснежных…

Далее пропуск: три строки точек. Что же скрывается за этим пропуском – конечно, мнимым? Ревнивые мысли. Дальше он их отбрасывает:

Не правда ль: ты одна… ты плачешь… я спокоен.

Строка точек, и затем только 2 слова, развязка всей драмы ревности:

Но если…

6. Поэтический фон (цветовой, звуковой, вкусовой, предметный и т.д.) помогает выделить элементы композиции и создать настроение.

Это может быть пушкинский аромат сирени и горький дым костров, осенняя позолота и т.д.

Запах антоновских яблок (у Бунина).

7. Закон пластики. Жесты, мимика, поза, движения передают не только ситуацию, но и самую сущность характеров. Пластически изображается молчаливое горе черкешенки после исповеди пленника:

Раскрыв уста, без слёз рыдая,

Сидела дева молодая.

Туманный, неподвижный взор

Безмолвный выражал укор;

Бледна как тень, она дрожала;

В руках любовника лежала

Её холодная рука…

8. Авторская позиция. Иногда лучше стоять «над борьбой». Пушкин в «Медном всаднике» и в «Цыганах» не дает морали. Выводы он предоставляет уму и сердцу читателя.

9. Фольклорные истоки. Пушкин внимательно изучал пословицы, поговорки, народные песни и всякого рода старинные выражения. С украинским песенным материалом Пушкин знакомился по изданию «Малороссийских песен» М.А. Максимовича. По рассказу Максимовича, Пушкин при написании «Полтавы» сам говорил ему, что «обирает» его песни.

Народно-поэтические приёмы, которые использовал Пушкин:

1) отрицательные сравнения:

Не серна под утёс уходит,

Орла послыша тяжкий лет,

Одна в сенях невеста бродит,

Трепещет и решенье ждёт…

2) отрицательные эпитеты:

Не долгогривыми конями…

3) народно-поэтические метафоры:

И ночь, когда голубку нашу

Ты, старый коршун, заклевал.

4) повторения, играющие роль эпической формулы:

Богат и славен Кочубей.

Его луга необозримы…

И снова:

Богат и знатен Кочубей,

Довольно у него друзей…

5) вопросительные обороты, композиция в форме загадки-разгадки, народные эпитеты и др. Примеры в стихах А.С. Пушкина.

10. Парность контрастных образов - основной композиционный приём пушкинских романтических поэм. Пленник сопоставляется с черкешенкой, Алеко с Земфирой, Зарема с Марией. И это не просто сопоставление разных характеров, а столкновение противоположных морально-психологических начал.

V. Учебный материал:

Художественный стиль речи отличается образностью, широким использованием изобразительных средств языка: тропов, стилистических фигур и др.

Троп (греч. тропос – поворот) – оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые являются близкими по какому-либо признаку .

Стилистическая фигура, или фигура речи – прием стилистического синтаксиса, используемый для оживления речи, придания ей эмоциональности, выразительности, образности.

К средствам художественной выразительности относятся также ритм (стиха и прозы), рифма, интонация.

Изобразительно-выразительные средства языка.

1. Тропы:

1) Эпитет

(от греч. – приложение) Художественное определение, подчеркивающее какое-либо свойства предмета или явления, на которое автор хочет обратить внимание: тучка золотая, чудное мгновение и др.

2) Сравнение

Основано на сопоставлении двух предметов или явлений с целью пояснить один при помощи другого: глаза как небо голубое, река как зеркало и др.

3) Метафора

(от греч. – перенос) Переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета другому по сходству или контрасту; скрытое сравнение по тому же признаку, в котором слова как, будто, словно и др. отсутствуют: пробирается луна, серп гулял, осень плачет листвою и др.

4) Метонимия

(от греч. – переименование) Замена прямого названия предмета другим, имеющим причинную связь с первым; метафорическая образность: я три тарелки съел, мужик не Блюхера и не милорда глупого – Белинского и Гоголя с базара понесет, заснул Париж и др.

5) Синекдоха

Разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по принципу количественных отношений: все спит: и человек, и зверь, и птица; и слышно было до рассвета, как ликовал француз, пропала моя головушка

6) Олицетворение

Особый вид метафоры, изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: ветер воет, и звезда с звездою говорит и др.

7) Аллегория

(от греч. – иносказание) Иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный жизненный образ: В флорентийской мистерии 18 в. Бог посылает Душе Веру, Надежду и Милосердие в роскошных одеяниях, Дьявол – Ересь, Отчаяние, Чувствительность и другие подвластные ему силы во главе с Ненавистью.

8) Гипербола

(от греч. – преувеличение) Чрезмерное преувеличение размера, силы, значения чего-либо: градоначальник Баклан, который был такого роста, что переломился во время бури; реки крови

9) Литота

(от греч. – малость, умеренность) Художественное преуменьшение величины, силы, значения явления: мальчик с пальчик, мужичок с ноготок, девочка-дюймовочка

10) Ирония

(от греч. – притворство, насмешка) Иносказание, выражающее насмешку или лукавство:

Мой дядя самых честных правил,

Когда не в шутку занемог,

Он уважать себя заставил

И лучше выдумать не мог (А.Пушкин)

2. Фигуры:

1) Анафора

(от греч. – вынесение вверх) Единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф:

Лениво дышит полдень мглистый,

Лениво катится река,

В лазури пламенной и чистой

Лениво тают облака (Ф.Тютчев)

2) Эпифора

Повторение в конце стихотворных строк, стихов слов или словосочетаний; противоположна анафоре:

Кратчайший Георгий, горчайший – свеча моих бдений – Георгий, Кротчайший – с глазами оленя – Георгий! (М.Цветаева)

3) Антитеза

(от греч.- противоположение) Противопоставление характеров, обстоятельств, образов и т.д., создающих эффект контраста:

Они сошлись, вода и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой (А.Пушкин)

4) Асиндетон

(бессоюзие) Бессоюзная связь однородных членов простого предложения или частей сложного предложения: Швед, русский колет, рубит, режет... ( М. Лермонтов)

5) Полисиндетон

(многосоюзие) Преднамеренное увеличение союзов в предложении : Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность (В. Короленко)

6) Оксиморон, оксюморон

(от греч. – остроумно-глупое) Сочетание противоположных по смыслу понятий (как правило существительного с прилагательным или глагола с наречием): Живой труп (Л.Толстой), толпа мертвецов (Н.Некрасов). Пышное природы увяданье (А.Пушкин). Сладко рыдать (А. Ахматова)

7) Градация

(последовательное усиление или уменьшение) Последовательное нагнетание или ослабление сравнений, образов, эпитетов, метафор и т д.

Красота, богатство, знатность и свобода –

Всё ей даровали случай и природа (Н.Некрасов)

8) Синтаксический параллелизм

Тождественное или сходное построение смежных фрагментов художественного текста (чаще – стихотворных строк или строф):

Я звал тебя, но ты не оглянулась,

Я слезы лил, но ты не снизошла (А.Блок)

9) Эллипс, эллипсис

(от. греч. опущение, выпадение) Пропуск какого-либо подразумеваемого члена предложения :

Зверю – берлога,

Страннику – дорога,

Мертвому – дроги,

Каждому – своё (М.Цветаева)

10) Умолчание

Заключается в том, что начатая речь прерывается в расчете на догадку читателя:

- Всё?

- Всё.

- Как? не только искусство, поэзию... но и ... страшно вымолвить... (И.Тургенев)

11) Риторический вопрос

(от лат. – оратор) Вопрос, не предполагающий ответа. Он выступает в значении утверждения и усиливает эмоциональность высказывания: Не так ли ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом клубится под тобой дорога, гремят мосты, всё отстает и остается позади... (Н.Гоголь)

12) Риторическое обращение

Подчеркнутое обращение к кому-либо или чему - нибудь:

Кто б ни был ты, печальный мой сосед,

Люблю тебя, как друга юных лет

13) Инверсия

(от лат. – перестановка) Нарушение общепринятой грамматической правильности речи, перестановка частей фразы, придающая ей особую выразительность: Но слишком рано твой ударил час (Н.Некрасов)

Но изобразить словами - это не значит изложить на бумаге как можно больше и как можно больше пустить в ход приёмов. Никакие сведения и подробности, ни сравнения, ни эпитеты - ничто не поможет, если нам не интересно. А уж это зависит от автора, насколько сумеет он управлять вниманием читателя.

Самое страшное в поэзии, когда наружу вылезает приём.

VI. В помощь. Электронные программы.

1. Кубик Рубика «Пять в одном»

Существует бесплатная программа-словарь Rhymes 3 , которая позволяет легко подобрать рифму, синоним, эпитет, узнать значение слова, выбрать нужную словоформу с правильным ударением.

Эта программа облегчит ваш писательский труд. Вот адрес, откуда её можно скачать: не разрешается. Извините!

VII. "Узелки на память".

1. "Пляши от печки". В каждом стихотворении (кажется, по Блоку)должно быть "звёздное" слово, выражение, образ, которые задают тон, "придают свет" всему стихотворению и являются основой для самых неожиданных ассоциаций.

2. Одно из чудес поэзии заключается в умении высекать искру из простейших, даже самых будничных, самых банальных слов.

3. Не погуби в себя художника, погружаясь в самую тёмную метафизику, создавая вокруг себя невыносимую атмосферу нервозности, истерии, скандала. Хотя небольшой скандал, по выражению Есенина, помогает таланту.

4. "Пришёл, увидел, победил". Поэт должен увидеть, услышать, прочувствовать и отразить: придать конкретную форму даже абстрактному понятию.

Ищу тебя за гранью ожиданья,

За гранью самого себя.

Я так тебя люблю,

Что я уже не знаю,

Кого из нас двоих здесь нет. (Элюар)

5. Перевоплотись в предмет, который изображаешь, войди в его форму! Цветаева утверждала, что "поэту не стоит описывать, например, мост, на котором он стоит (мосты уже описаны), но он должен изобразить его изнутри. Осина уже дана зрительно, дай её внутренне, изнутри ствола - "сердцевиною".

6. Сделай соучастником своей беды или радости, своего отчаянья или восторга всё, что окружает тебя в мире: небо, горы, леса, реки, грозы, ливни и вещи.

7. Не изобретай слова - изобретай неслыханные отношения между словами!

8. Гоголь в статье "В чём же существо русской поэзии и в чём особенность" писал: "Даже и в те поры, когда метался он сам (Пушкин) в чаду страстей, поэзия была для него святыня, - точно какой-то храм. Не входил он туда неопрятный и неприбранный; ничего не вносил он туда необдуманно, опрометчиво из собственной жизни своей; не вошла туда нагишом растрепанная действительность. А между тем всё там до единого есть история его самого. Но это ни для кого не зримо. Читатель услышал одно только благоухание; но какие вещества перегорели в груди поэта, чтобы издать это благоухание, того никто не может услышать".

9. Копируя, подражая, вырабатывай свой стиль. Прислушивайся, но "иди своей стезёй".

10. "Свет и тени должны переходить друг в друга без границ", - учил Леонардо да Винчи. И в поэтическом творчестве надо избегать следов "кисти", следов мастерства. Добивайся естественности, плавности, простоты. Это путь к совершенству.

11. "Все жанры хороши,кроме скучного!.."

Вольтер

12. Поменьше сюсюкайте! Вспомните Зощенко: "Современная молодая женщина не любит, когда ей говорят уменьшительные слова. Она не любит, когда ей говорят: "ротик", "ручки" или "ножки"...

13. "Лучшее - враг хорошему".

14. Верлен различал в поэзии "поэзию" и "литературу".

15. Душевную боль опиши "по всем правилам психиатрической науки".

16. Изучай "литературную технику" великих мастеров.

17. Сдержанность таит в себе гораздо больше степени воздействия на читателя, чем многословие, хотя бы и самое красноречивое.

18. Писать нельзя впопыхах, получается приблизительно. "Черкайте без сожаления это место, добивайтесь какой угодно ценой, чтобы оно засияло и засверкало, иначе всё дальнейшее в вас самом начнёт угасать от этой гангрены (Ал. Толстой).

19. Каждому писателю нужно видеть до галлюцинаций то, о чём он пишет. Бальзак, например, один в своей комнате вслух спорил, обличал своего героя: "Мерзавец, я тебе покажу!"

20. "Беспощадно нужно выбрасывать всё лишнее, ни одного звука для красоты. Одно прилагательное лучше двух, если можно выбросить наречие или союз - выбрасывайте, отсеивайте весь мусор, сдирайте всю тусклость с кристаллического ядра! Не бойтесь, что фраза холодна - она сверкает" (Ал. Толстой).

21. Э.Хемингуэй заметил, что подлинный художник начинает с малых форм и только посредственность сразу же принимается за эпопею.

22. "Поэзия - это форма любви" (М.М.Пришвин).

23. Хорошее вино требует выдержки. Дайте хотя бы ТРИ дня "отстояться" вашим стихам, а потом, после редакций, печатайте.

24. Произведение должно волновать автора и читателя, вызывать (в первую очередь) радостные чувства и эмоции.

25."Главное в поэзии - это звучащий нерв, это слеза души, это... вербальное отображение твоей психической сущности. Адекватное вербальное отображение психической сущности человека не имеет ничего общего со словесной изощрённостью...Писать надо необыкновенно просто - и очень чисто. И в этом высший шик и признак высшего мастерства...Писать надо твёрдой рукой (как алмазным резцом), хорошим языком".

Михаил Веллер

26." С точки зрения ценителей изощрённой, конструктивисткой, построенной в вымышленной, надуманной,литературной, навороченной поэзии Пастернака, - Есенин вообще не поэт. Тем не менее, никогда не давал Господь Пастернаку того света, чтобы он мог написать "Не жалею, не зову, не плачу..." и т.д."...как с белых яблонь дым...". Слова все достаточно простые, составлены они-то достаточно традиционно: никаких грамматических нарушений, никаких стилистических изысков, поётся само. Вот это и называется поэзией".

Михаил Веллер.(Из книги "Перпендикуляр")

27. "Критика - это когда он, критик, учит его, писателя, как бы он, критик, написал то, что написал он, писатель, если бы он, критик, умел писать".

Михаил Веллер

VIII. Приложение.

1. Человек - главный объект изображения в искусстве. Поэтому всегда под рукой должен быть "Словарь качеств":

А • авантюрный • авторитарный • авторитетный • агрессивный • адекватный • азартный • аккуратный • активный • алчный • альтруистичный • амбициозный • аморальный • апатичный • артистичный • ассертивный (уверенное поведение, адекватная оценка обстановки и своих действий) • аскетичный • асоциальный • аутентичный (осознающий свои переживания и чувства) Б • баламут • банальный • бдительный • безалаберный • безапелляционный • безбожный • безвольный • бездарный • бездумный • бездуховный • бездушный • безжалостный • беззаботный • безмятежный • безответственный • безотказный • безразличный • безрассудный • безучастный • безынициативный • безнадежный • бережливый • бескомпромиссный • бескорыстный • беспардонный • беспечный • беспокойный • беспощадный • беспрекословный • беспринципный • беспристрастный • бессердечный • бессовестный • бесстыдный • бестактный • бестолковый • бесстрастный • бесстрашный • бесхарактерный • бесхитростный • бесцеремонный • бесчеловечный • бесчувственный • благодарный • благожелательный • благоразумный • благородный • благочестивый • болтливый • боязливый • брезгливый • брутальный • брюзгливый • буйный • бурный В • вальяжный • вдохновенный • вдумчивый • вежливый • великодушный • величественный • верный • весёлый • ветреный • взбалмошный • вздорный • взрывной • внимательный • внушаемый • властный • властолюбивый • возбудимый • возвышенный • волевой • воспитанный • восприимчивый • ворчливый • восторженный • впечатлительный • враждебный • вредный • всепрощающий • вспыльчивый • вульгарный • выдержанный • выносливый • выразительный • высокомерный • высоконравственный • вычурный Г • гадкий • галантный • гармоничный • гениальный • гибкий • гиперсоциальный • гневливый • глумливый • глупый • гордый • грамотный • грубый • грустный • гостеприимный • грозный • гуманный Д • дальновидный • деловой • двуличный • деликатный • дельный • депрессивный • деспотичный • дерзкий • деятельный • динамичный • дипломатичный • дисциплинированный • доблестный • добродетельный • добродушный • доброжелательный • добросердечный • добросовестный • добрый • доверчивый • домовитый • драчливый • дружелюбный • дурной • душевный Е • елейный • ершистый • естественный • ехидный Ж • жадный • жалкий • жалостливый • женственный • жесткий • жестокий • жестокосердный • жизнелюбивый •жизнерадостный З • заботливый • забывчивый • завистливый • зависимый • заводной • задиристый • задорный • задумчивый • задушевный • закадычный • замкнутый • заносчивый • занудный • запасливый • застенчивый • затейливый • заурядный • злой • злопамятный • злопыхательский • злорадный • зрелый И • игривый • идейный • избалованный • изворотливый • изобретательный • импозантный • импульсивный • индифферентный • инертный • инициативный • интеллектуальный • интеллигентный • интуитивный • инфантильный • искренний • исполнительный • испорченный • исступленный • истеричный К • капризный • кичливый • коварный • коллективный • колкий • кокетливый • конкретный • конкурентноспособный • консервативный • конструктивный • контактный • конфликтный • компанейский • компетентный • коммуникабельный • корректный • корыстный • красноречивый • креативный • криводушный • критичный • кроткий • культурный Л • ласковый • легкий • легковерный • легкомысленный • лживый • лидирующий • лихой • лицемерный • ленивый • ловкий • лояльный • лукавый • льстивый • любвеобильный • любезный • любознательный • любопытный • любящий М • малодушный • манерный • медлительный • меланхоличный • мелочный • меркантильный • мечтательный • мизантроп (человеконенавистник) • миловидный • милосердный • милостивый • мирный • миролюбивый • мнительный • многогранный • многоликий • мобильный • могущественный • молчаливый • мрачный • мстительный • мужественный • мудрый • мягкий • мягкосердечный Н • наблюдательный • навязчивый • наивный • наигранный • наглый • надёжный • надменный • напористый • напыщенный • нарциссический • нахрапистый • несломимый • насмешливый • настойчивый • настороженный • настырный • находчивый • неадекватный • неактивный • неблагосклонный • небрежный • невежа • невезучий • невозмутимый • невосприимчивый • невротичный • недоброхотный • недоверчивый • недовольный • нежный • независимый • незатейливый • незаурядный • неистовый • неловкий • нелюдимый • ненасытный • необузданный • необязательный • неопрятный • неорганизованный • неординарный • неосмотрительный • неосторожный • неповоротливый • неповторимый • неподатливый • неподдельный • неподкупный • непокорный • непосредственный • непостоянный • непринужденный • непритворный • неприхотливый • непродуктивный • непутевый • нерадивый • неразборчивый • неразумный • нерешительный • нервный • нервозный • неряшливый • несгибаемый • несговорчивый • несносный • несобранный • нестандартный • непоседливый • непредсказуемый • несговорчивый • несдержанный • несчастный • нетерпеливый • нечистоплотный • нечуткий • неугомонный • неуклюжий • неукротимый • неунывающий • неуравновешенный • неусидчивый • неустойчивый • неуступчивый • нравственный • норовистый • нудный О • обаятельный • обидчивый • образованный • обходительный • общительный • объективный • обыденный • ограниченный • одаренный • одержимый • одухотворенный • озорной • озлобленный • опрятный • оптимистичный • опытный • оригинальный • осведомленный • осмотрительный • основательный • остервенелый • осторожный • остроумный • отважный • ответственный • отзывчивый • откровенный • открытый • отходчивый • очаровательный • отчаянный П • пассивный • пафосный • педантичный • перфекционист (стремящийся к совершенству) • пессимистичный • плаксивый • поверхностный • поддельный • подлый • подозрительный • подстрекательный • подхалимный • позитивный • показной • покладистый • покорный • понимающий • порядочный • последовательный • постоянный • похотливый • пошлый • поэтичный • правдивый • праведный • прагматичный • практичный • преданный • предприимчивый • предупредительный • предусмотрительный • презрительный • пренебрежительный • претенциозный • привередливый • приветливый • придирчивый • прижимистый • приземленный • примерный • примитивный • принципиальный • притягательный • прозорливый • проницательный • простодушный • противоречивый • прямой • прямодушный • прямолинейный • притворный • приятный • проворный • пугливый • пунктуальный • пылкий Р • равнодушный • радушный • развратный • развязный • раздражительный • размеренный • разносторонний • разумный • ранимый • раскованный • распущенный • рассеянный • рассудительный • расторопный • расточительный • расчетливый • ревнивый • резвый • резкий • рациональный • респектабельный • решительный • ригидный (оцепенелый, противоположность импульсивности) • рисковый • робкий • ровный • романтичный С • самовлюблённый • самодисциплинированный • самодовольный • самоироничный • самокритичный • самонадеянный • самостоятельный • самоуверенный • саркастичный • сварливый • светлый • свободный • свободолюбивый • своевольный • своенравный • сдержанный • себялюбивый • сентиментальный • сердечный • серьёзный • слабовольный • скептичный • склочный • скользкий • скромный • скрытный • скрупулёзный • скупой • скучный • славный • сладострастный • словоохотливый • смекалистый • смелый • смиренный • смутьян • смышленый • снисходительный • сообразительный • совестливый • созидательный • сомневающийся • соперничающий • сосредоточенный • сострадательный • сочувствующий • спесивый • спокойный • справедливый • сребролюбивый • степенной • стеснительный • стервозный • страстный • стремительный • стрессоустойчивый • строгий • строптивый • стыдливый • стяжательный • суеверный • суетливый • сумасбродный • суровый Т • талантливый • тактичный • твердый • творческий • темпераментный • терпеливый • терпимый • тихий • толковый • тонкий • требовательный • тревожный • трепетный • трусливый • трудолюбивый • тунеядец • тщеславный • тяжелый У • убежденный • уважительный • уверенный • увлекающийся • угодливый • угрюмый • удачливый • уживчивый • умелый • умный • уклончивый • улыбчивый • умиротворенный • уникальный • упорный • упрямый • усердный • усидчивый • услужливый • устойчивый • утонченный • уступчивый • уравновешенный • участливый • учтивый • уязвимый Ф • фамильярный • фанатичный • фаталист (верящий в судьбу, в предопределенность) • фееричный • филантроп • флегматичный Х • хамовитый • ханжа • харизматичный • хвастливый • хваткий • хитрый • хладнокровный • хлебосольный • хозяйственный • холеричный • хорохористый • храбрый • хмурый • хрупкий Ц • целеустремлённый • целомудренный • цельный • циничный Ч • чванливый • человечный • человеконенавистный • честный • честолюбивый • черствый • чистоплотный • чистосердечный • чопорный • чувственный • чувствительный • чудаковатый • чуткий Ш • шаловливый • шебутной • шелковый • широкий • шкодливый • шумный • шустрый • шутливый Щ • щедрый • щепетильный Э • эгоистичный • эгоцентричный • экономный • экспрессивный • экстравагантный • экстраординарный • эксцентричный • эмоциональный • эмпатичный (сопереживающий) • энергичный • энтузиаст • эпатажный • эрудированный • эстет Ю • юморной • юркий Я • язвительный • яркий • яростный • ярый...

2.Примерная характеристика художественного образа-персонажа.

Вступление. Место персонажа в системе образов произведения.

Главная часть. Характеристика персонажа как определенного социального типа.

1. Социальное и материальное положение.

2. Внешний облик.

3. Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг умственных интересов, склонностей и привычек:

а) характер деятельности и основных жизненных устремлений;

б) влияние на окружающих (основная сфера, виды и типы воздействия).

4. Область чувств:

а) тип отношения к окружающим;

б) особенности внутренних переживаний.

5. Авторское отношение к персонажу.

6. Какие черты личности героя выявляются в произведении:

а) с помощью портрета;

б) в авторской характеристике;

в) через характеристику других действующих лиц;

г) с помощью предыстории или биографии;

д) через цепь поступков;

е) в речевой характеристике;

ж) через «соседство» с другими персонажами;

з) через окружающую обстановку.

Заключение. Какая общественная проблема привела автора к созданию данного образа.

3. Тональность. Продумать общий эмоциональный тон поэтического произведения поможет примерная шкала эмоциональных состояний:

1) чувство безнадежности, безысходности, состояние душевной боли, горечи, грусти, отчаяния, ощущение бессилия;

2) чувство благоговения, влюбленности, волнения, восторга, восхищения, очарованность, увлеченность;

3) чувство безразличия, состояние дремоты, опустошенности, ощущения пустоты, равнодушие;

4) состояние блаженства, истомы, неги, спокойствия, покоя, умиротворения;

5) чувство душевной боли, горечи утраты, скорби, печали, разочарования, душевное сострадание;

6) борьба чувств, возмущение, напряженность, неудовлетворенность, ощущение неясности, сумбурности, непонятности жизни, смущение, смятение;

7) радость, веселье, ликование, ощущение прилива сил и внутреннего подъема, упоение;

8) состояние влюбленности, взволнованности, восхищения, предощущения счастья, нежность, томление, умиление;

9) чувство гнева, досады, злость, недовольство другими или собой, неприятие, отвращение, презрение, ощущение несправедливости, ярость;

10) грусть, печаль, ностальгия, покорность, состояние хандры, задумчивость;

11) надежда, жажда счастья, ожидание чуда, предощущение чего-то доброго;

12) интерес, изумление, удивление, состояние сконцентрированного внимания, любопытство, наслаждение «игрой ума»;

13) чувство страха, опасение, боязнь, испуг, предвидение чего-то пугающего;

14) состояние одиночества, оторванности, отчужденности, уныния;

15) ощущение прекрасного, чувство гармонии, очарование, умиротворение, эстетическое наслаждение.

IX. Короткое послесловие.

К правилам стихосложения апеллируют графоманы.

Мария Гри.

Неточности формы и стиля "режут глаз" только в стихоподобных текстах.

Явления реальной поэзии обрушиваются на нас пространством.

Мария Гри.

Блестящее знание "грамматики" и умение применять её на практике сделает вас графоманом-виртуозом, пушкинским Сальери в поэзии, а чтобы стать Моцартом, нужно то, что называется "искрой божьей", – талант.

Завершаю поэтическую грамматику стихотворением "Сальери" поэта-графомана Михаила Василькова:

Не разбить мне молчанье словесных оков,

Мёртвым словом не сдвинуть тяжёлые камни.

Я - Сальери, создатель алхимии слов,

Никому не известно моё ремесло,

И я сам не постиг его тайны.

Я чеканю слова и смотрю сквозь кристалл,

Как они расцветают узором,

Чтобы, вспыхнув на миг, став упругим, как сталь,

Тут же, в строчках, рассыпаться сором.

И, отчаянья чашу испив до конца,

Я опять начинаю сначала

Восхождение к слову тропою Творца.

Мы с ним схожи, но общего мало.

СПАСИБО!
 
День Победы
Участнику Великой Отечественной войны Василькову Ивану Васильевичу и его однополчанам посвящается

Поднимайся, товарищ майор!
Прикрепи боевые награды,
Что до блеска когда-то натёр,
Собираясь ходить на парады.

Поднимайся, товарищ майор!
Ты же можешь подняться, я знаю...
Выходи, Победитель, во двор
Встречать Праздник – 9 Мая.

Это твой День Победы, Отец,
Это День вашей Воинской Славы!
Это вы положили конец
Самой страшной войне и кровавой!
 
Зачем мы защищали Ленинград
"Зачем вы защищали Ленинград?
Зачем врагу не сдали город просто?"–
Сегодня отщепенцы говорят
И разные заморские прохвосты.

Затем мы защищали Ленинград
И выдержали страшную блокаду,
Что был приказ не отступать назад,
Что жизнь и смерть тогда стояли рядом!

Мы умирали каждый день и ночь
За той железной, неприступной гранью,
Чтоб всей стране израненной помочь
И город не отдать на поруганье.

Не знаете славянский вы народ!
Чужие вас, наверно, поят корни.
Мы примем смерть, когда черёд придёт,
Но всех врагов сначала ей накормим.

Не трогайте святую память тех,
Кто отдал жизнь за светлую свободу!
Сказав такое даже в простоте,
Вы честь задели русского народа.
 
Над полями сражений стоит тишина
Над полями сражений стоит тишина,
И окопы сровняла за годы земля.
Но стучится в сердца ветеранам война,
Призывая вернуться на эти поля.

Забирают солдат боевые полки,
Батальоны и роты, что здесь полегли.
Их зовут берега древнерусской реки,
На сто вёрст от которой пылали огни.

Их, последних, живых, уцелевших солдат,
Устремляет в атаку безусый комбат.
И раскатом суровым несётся ура
С обагрённого кровью плацдарма Днепра.

Их, прорвавших завесу снарядов и мин,
Со слезами встречает разрушенный Минск.
И сжимается сердце при виде руин
У того, кто казался уже не раним.

Вся Европа с надеждой глядит на солдат,
В гимнастёрках со звоном победных наград.
И дымится поверженный ими Рейхстаг,
И – "Победа!!!" – звучит на горячих устах...

Над полями сражений стоит тишина.
Всё покрыла травой и цветами весна.
 
За что я погиб
Не искатель я лёгкой удачи
И не баловень ветреной славы.
Не по звёздам мой путь обозначен –
Он отмечен в сраженьях кровавых.

Я солдат. Я сполна выпил горечь.
Боль потерь, кровь и смерть – всё я вынес.
Огрубел только рано мой голос
И окрасил виски мои иней.

Смерч войны встретил я на границе,
Но Отчизну в час грозный не предал.
Не одну написал я страницу
Кровью алою в Книгу Победы.

Погибал я в лесах и болотах,
На открытых полях был мишенью.
Прошивали меня пулемёты,
Чтоб не вышел я из окруженья.

Стерегли на фронтах меня мины
И шальные искали снаряды.
Я, как все, молил Бога, чтоб – мимо,
А они норовили лечь рядом.

По пятам смерть за мною ходила
И глядела в глаза не однажды.
Никого эта тварь не щадила:
Ни трусливых, ни самых отважных.

А когда полыхнул её факел
Надо мной у враждебных предместий,
Я, горящий, рванулся в атаку,
Позабыв о растерянной смерти.

Грохотало ура грозным хором,
Бушевал рассвинцованный ветер...
Без меня взят последний был город
И рассвет Победителей встретил.

Я весною погиб, в сорок пятом,
В двух шагах от Великой Победы.
Неизвестным лёг в землю солдатом,
От фашизма спасая Планету.
 
Погибнет мир, когда не станет русских
Я не астролог, не мудрец индусский –
Я человек и сердцем сознаю:
Погибнет мир, когда последний русский
Падёт, сражённый недругом в бою.

Науськают послушных псов пиндосы,
Тех, что визжат и трутся возле ног –
И, как грибы, расти начнут погосты,
И над землёй повиснет едкий смог…

Любую силу сдерживает сила.
Когда есть тьма, то должен быть и свет.
Вот потому с надеждой на Россию
Глядят народы мира много лет.

Не жгла она селения напалмом*,
Не превращала в пепел города**.
Ни на кого она не нападала –
Наоборот, к Москве рвалась орда.

Тогда врага мы гнали до Парижа***
И брали Прагу, Вену и Берлин****.
Никто из граждан не был там унижен
И не убит был зверски ни один.

Мы шли на Запад и несли свободу.
Россия, опалённая войной,
Победу над врагом четыре года
Оплачивала страшною ценой*****.

Там на полях могила на могиле.
Полки застыли бронзовых солдат.
Они погибли, чтобы люди жили,
И мир царил, и каждый был как брат.

23.04.2020

*Напалм применялся авиацией США во время Второй мировой войны. 10 марта 1945 года осуществлён налёт войсками США на деревянный город Токио, при котором истреблены сто тысяч мирных жителей. Так же в Корейской войне в 1950—1953 и особенно широко — во время войны во Вьетнаме в 1964—1973.

**Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки (6 и 9 августа 1945 года) — два единственных в истории человечества варварских случая боевого применения ядерного оружия. Осуществлены Вооружёнными силами США на завершающем этапе Второй мировой войны. Общее количество погибших составило от 90 до 166 тыс. человек в Хиросиме и от 60 до 80 тыс. человек — в Нагасаки.

*** 1814 год. Победа над Наполеоном.
**** 1945 год. Победа над немецко-фашистскими захватчиками.
***** Потери советских Вооруженных сил убитыми и погибшими с 1941г. по 1945 г. составили около 27 миллионов человек. Общие же потери СССР (вместе с мирным населением) составили 40–41 миллион человек.
 
Запустили страшный вирус
Этот вирус искусственный, выведенный для уменьшения числа старых и больных людей на земле.
Комментарий политика

Для чего владыки мира
Запустили страшный вирус?
Может быть, коварный Сорос
Смерть свою предвидит скоро
И готовит всем могилу,
Чтобы жизнь остановилась?
Или, может, злые тролли
Всё желают перестроить
И создать такой порядок,
Чтобы мир пришёл в упадок?
Жадных злыдней душит жаба.
Чтобы землю всю ограбить,
Не дадут они вакцину
Нашей с вами медицине.
Помощи от них не будет,
Мир пока не обезлюдет.
Потому должны мы сами
Этот выдержать экзамен.
Не в гаданьях и молитвах,
А в незримой страшной битве
Победить коронавирус
И вернуть надежду миру.

03.04.2020
 
Не зря нас русскими зовут
Не зря нас русскими зовут
Зимой мороз рвёт удила –
Суровей нету наших зим.
Тепла природа не дала.
Зимуем без него. Хрен с ним!

Богатых тоже нет хором,
Что закрывают небосвод.
В деревне дом и стар, и хром,
Но для жилья и он сойдёт.

Народ не баловень судьбы:
В горниле закалился войн.
Вот потому суров наш быт
И рядом слышен волчий вой.

Мы угловаты чуть на вид
С косой, пилой и топором.
Зато душа огнём горит
И светятся глаза добром.

Взгляните в них: они не врут.
Ни грамма подлости и лжи!
Не зря нас русскими зовут –
Людьми бесхитростной души.

Нас европейцам не понять.
Непросто разобраться им:
Они привыкли обвинять,
А мы спасти от бед спешим.
 
В лесу
Пахнет влажным, прелым, пряным
В растревоженном лесу.
Дятел звонко барабанит,
Оседлав вверху сосну.
А на солнечной поляне,
Щурясь весело на свет,
Расцветает северянин –
Белоснежный первоцвет.
 
И всё-таки идёт весна
И всё-таки идёт весна.
Идёт полями и лесами.
И смотрит на людей она
Своими синими глазами.

Её нельзя остановить,
Не признаёт она границы.
Весна идёт, чтоб гнёзда вить
И молодой любви напиться.

Весна стирает рубежи,
И нет предела ей и края.
Она даёт права на жизнь,
Ни у кого не отнимая.
 
Древний английский рецепт: как не напиться в обществе
Найдите взглядом женщину не очень
Красивую по меркам красоты
И пейте, глядя издали ей в очи,
До той последней волевой черты,
Когда она покажется желанной
И милой для невесты и жены…
Тогда оставьте место донжуана.
Скорей домой, на выход: вы пьяны!

21.03.2020
 
Поэзии игристое вино
Пусть счастье не для нас, но всё равно
Пьянит сердца игристое вино.
И долго будем мы сходить с ума,
Пока не выпьем всё его до дна.

Мы не услышим старческой брюзги,
Шлифуя до сияния стихи.
В стихах и в жизни мы всегда дерзки,
Хотя и красит седина виски.

Покой тогда мы только обретём,
Когда, сгорев, на землю упадём.
Но те, кому жить дольше суждено,
Допьют за нас игристое вино.

"Ценители", творя над нами суд,
Нелепой жизнь ушедших назовут.
И будут день и ночь они корпеть,
Достойно чтобы в прозе умереть.

Они оставят многотомный труд,
Который, без сомнения, прочтут.
Но им, беднягам, выпить не дано
Поэзии игристое вино.
 
Первое весеннее
Ещё темно, но знаю: ты пришла.
Твоё дыханье чувствуется всюду.
Оно во всём: в туманных зеркалах,
В саду притихшем, в звёздных изумрудах.

Не замечалось этого вчера –
Сегодня всё невыразимо ново.
Я свежестью твоей дышу с утра,
И петь душа от радости готова.
 
Моя Россия
Много в мире стран красивых
С тёплым морем и зимой,
Но родней моей России
Не нашёл я ни одной.

Дышит мёдом поле наше,
Колос золотом горит.
Мне здесь каждая ромашка
О любимой говорит.

И рассветы, и закаты,
И скворцы, и соловьи,
Даже грома здесь раскаты
До горячих слёз свои.

Не нужны мне чудо-страны
С их богатством и красой.
Я люблю мой луг туманный,
Весь усыпанный росой.

Я люблю зимы суровой
Серебристые холсты.
С нею, русской, белобровой,
Я всегда бывал на ты.

Много в мире стран красивых
С тёплым морем и зимой,
Но родней моей России
Не нашёл я ни одной.
 
Берёзы косы распустили
Берёзы косы распустили.
Им больше иней не к лицу.
Они готовы к смене стиля
И ждут тепла раскрыть листву.

Им ласки хочется до боли,
Их солнце яркое влечёт.
Вот-вот в весёлом белостволье
Сок ароматный потечёт.
 
Без Вас умрут поэты и Орфеи
Что может пожелать поэт богиням?
Пусть будет небо солнечным и синим!
Пусть любят Вас и ценят те мужчины,
Не доверять которым нет причины!
Я пожелать хочу Вам счастья, феи!
Без Вас умрут поэты и Орфеи.
 
На танец приглашает иностранец
На танец приглашает иностранец:
– Вас можно?
– Можно, но сначала танец.
Танцуя, шепчет глупый то да сё,
Не понимая, что включает "всё".

11.02.2020
 
Бокал французского вина
Не путай развлечение с развратом.
Разврат тогда, когда с другим жена.
А если муж с красавицею рядом, –
Он пьёт бокал французского вина.

11.02.2020
 
Стало меньше ангелов на небе
Поразил людей тяжёлый нЕдуг,
Породил озлобленные стаи.
Стало меньше ангелов на небе,
И они спускаться перестали.

И откуда им, скажите, браться,
Если бритвой обоюдоострой
Режут на земле друг друга братья
И в крови той утопают сёстры.

Нечисть ходит красоваться в храмы,
Слуги божьи не поделят церкви.
Веру в Бога растоптали хамы –
И любовь в сердцах людей померкла.
 
Беседа с дьяволом. Отрывки
Отче! Я согрешил перед Тобою...

(По мотивам русского фильма «Интервью с дьяволом», 2018г.)

— Как видишь, всё довольно просто.
Позвал — и тут же я пришёл.
Не бойся! Задавай вопросы.
Обдумай только хорошо.
— Вы кто?
— Философ. Падший ангел.
— Вы Сатана?
— Я Сатана.
Нас много, но я первый в ранге.
Мне сила грозная дана.
— Откуда вы?
— Восстал из гроба,
Где спал на ложе мертвеца.
— Вам враг Христос?
— Запомни: оба
Мы дети одного Отца.
Я старший. Главным был. Мой разум
Открыл миры страстей и чувств.
И вот за это я наказан,
Но возвратить свой трон хочу.
— Вас церковь не допустит к Богу.
Вы под огнём её молитв.
— Отец один — религий много.
И в церкви слуги есть мои.
— Ну, это вряд ли! Врёте, право!
Они все люди от небес.
— А кто же дал им взгляд лукавый,
Крест золотой и «Мерседес»?

16.01.2020
 
НАС нет
НАС нет. Есть только Я и ТЫ,
Разъединённые пространством, –
Чужих два мира, две мечты
Без встречных слов "привет" и "здравствуй".

НАС нет. Есть только Я и ТЫ –
Два одиночества бесстрастных.
НАМ не хватило высоты,
Чтоб посмотреть, как МЫ прекрасны.
 
Беседа с Богом
(По мотивам американского фильма «Интервью с Богом», 1918г.)

– Ответь, Господь мой милосердный,
Бескрайний мир создавший весь:
У смертного душа бессмертна?
– Бессмертна, сын мой, если есть.
– А с телом просто всё, конечно?!
Оно как форма для пустот?
– Соединится с телом вечность.
Нигде ничто не пропадёт.
– Скажи мне, Боже, почему же
Страдает больше в жизни тот,
Кто к людям добр и с верой дружен?
– Свой в каждом случае просчёт.
– Мы все грешны, полны ошибок.
Ты спас бы, дал бы всем приют!
– Я подарил вам, люди, выбор
И прихожу, когда зовут.
– Тебе мы ставим в церкви свечи,
На образ молимся святой…
– Я знаю. Слышал ваши речи
За той церковною стеной.

15.01.2020
 
Людмила
– Моя зависть светла – я понять не могу,
Кто она, что свела теплотой тебя губ?

Кто она, что затмила все звёзды вокруг?
– Ярче звёзд всех Людмила,– ответствует друг.
 
Совсем не русская погода
И не зима, и не весна.
Совсем не русская погода!
Стоят, нахмурившись, леса,
Черны поля и огороды.

На речке тёмная вода.
Гоняет ветер уток стаи.
Они отсюда никуда
Ещё пока не улетали.

На лужах не искрится лёд.
В садах коты уныло блУдят...
Глядишь, так вишня зацветёт
И про мороз народ забудет.
 
Падший ангел
В переливах праздничных огней,
В перезвоне пенистых бокалов,
В золотом и розовом вине
И в зеркальном отраженье зала –
Я везде, незримо я с тобой,
Твой хранитель, ангел падший твой.

И когда ты целый вечер с ним,
И когда уходишь в ночь глухую,
Я пою Любви Великой гимн,
Я тебя, невидимый, целую.
Я мечусь, отвергнутый тобой, –
Твой хранитель, ангел падший твой.
 
Где звёзды блёстками легли
Где звёзды блёстками легли,
Кружится белая невеста,
Чтоб не было унынью места
На светлом празднике Земли.

Творится всюду волшебство.
Гирлянды. Фейерверки. Свечи.
И Мимолётность, встретив Вечность,
Зовёт сестру на Рождество.
 
6 Января
– Всё это мне?!
– Тебе! Тебе!
Какие будут возраженья?!
Сегодня, в светлый День рожденья,
Зима играет на трубе,
Поют синицы, снегири,
Берёзы светятся фатою
И что-то в алостях зари
Невыразимо молодое.
Не говори, что так нельзя,
Что так нескромно, надо править.
Мишель, пришли твои друзья
Тебя с прекрасным Днём поздравить.
Всё от души. Полны слова
Любви, добра, веселья, света
В канун Святого Рождества
И в День рождения поэта.
 
Наказ Новому году
Войди, как друг, войди, как брат,
Сотри следы забот и тягот!
Зажги сердца, потешь ребят
И сделай всех мудрее на год!

Но войн развязывать не смей!
Плодить сирот на свет не надо!
Гляди на этот мир светлей
И радуй теплотою взгляда!

А то, что старый год не смог
Свершить и дать нам пред уходом,
Воздай сторицею, дружок,
И будь для всех счастливым Годом!
 
Предчувствую тебя, мой самый лучший праздник!
Предчувствую тебя, мой самый лучший праздник.
Бокалов звон мне сердце молодит,
И красотою восхищая, дразнит
Расцвеченный огнями малахит.

Предчувствую тебя и жду приход твой скорый
В нависшей мгле декабрьских вечеров,
Чтоб вновь творить, с судьбой капризной спорить
И постигать гармонию миров.
 
У русских нет ни перед кем вины
У русских нет ни перед кем вины –
Мы ни одной не начали войны.
Европа наших видела солдат,
Когда мы гнали недругов назад.

Незваных и непрошеных гостей
Мы гнали в шею из страны своей.
Теперь за это, разливая яд,
Солдатам павшим европейцы мстят.

Мстят тем, кто спас детей их от чумы,
Мстят тем, кто вынес тяготы войны
И кровью чьей поля обагрены...
Безумные, у русских нет вины!
 
Подруги
Думаешь, не хороша...
Что ты живёшь умнее!
Только моя душа
Лгать, как твоя, не умеет.

Я, не скрываясь, люблю
Тех, кто с любовью дружен,
А ты совершаешь блуд
С постылым богатым мужем.

Хочешь другого? Не ври!
Грешницу не обманешь.
Ты пела бы с ним до зари
На этом потёртом диване.

Страсти получше вина
Женские красят будни.
Я по ночам одна
Плакать, как ты, не буду.

Я проживу свою жизнь,
Как мне судьба назначит.
Ну, что ты молчишь? Скажи!
Видишь, я уже плачу.

.....................

Что думаю я, ты права.
Не думают только блудницы,
Которым вся жизнь трын-трава
И не к чему больше стремиться.

А жизнь наша так велика,
Что страсть твоя видится каплей.
Мне кажется, ты увлеклась,
Когда собирать надо камни.

Не будешь всегда молодой
Топтать с молодыми диваны.
Уйдут через год-другой
К юным подругам Иваны.

И станешь одна коротать
Свой век, слепо страстью убитый.
Не даст простыня и кровать
Ни мужика, ни корыта.

Поэтому сердце травить
Друг другу, родная, не будем...
И ты у меня не реви!
Там за стеной живут люди.

А если замучила боль
И справиться трудно иначе,
Давай поболтаем с тобой,
Тихо по-женски поплачем.
 
Я - Человек!
«Я – Человек, – твержу им гордо, –
Создатель всех богатств бессчётных!»
Хохочут пляшущие орды
И требуют страстей животных.

«Я – Человек, частица Духа
Необозримого пространства!» –
Враждебно всё вокруг и глухо
И тонет в глупости и хамстве.

«Я – Человек! Лечу над бездной
И небеса пронзаю птицей».
А в темноте гнусавит мерзость:
«Не долго твой полёт продлится!»

«Я – Человек! Во мне есть Совесть.
Она откроет двери к Богу».
Вопят в ответ ехидно совы:
«Иди! Иди! Туда – дорога!»

Очнитесь, злые! Сбросьте чары!
Не в том людей предназначенье,
Чтоб на земном прекрасном шаре
Всех истреблять без исключенья.

Зачем нам ненависть и войны,
Что смертоносней с каждым веком?
Не лучше ли нам жить достойно
И называться Человеком?
 
Мы любим красивых
Мы любим красивых (простим эту слабость мужчинам)
И вечно страдаем, попавшись на острый крючок.
Две тысячи лет от изгнания не научили.
Две тысячи лет всё целуем мы ямочки щёк.

Рассудок кричит: "Красота – это та же игрушка,
Улыбка природы, судьбы непонятный каприз!»
Но мы всё равно продаём за неё чёрту душу
И тянемся к звёздам, ступая ногой на карниз.
 
За торжество жизни
Настанет день, когда мне попрощаться
Прикажет вековая пустота.
Что буду делать? Звать? Кричать? Хвататься?
Нет, я мольбой не оскорблю уста.
Я буду петь. Я буду петь стараться.
И если рядом верная рука,
Я попрошу, как будет получаться,
Шампанского игристого бокал.

Я выпью, над могилою привстав,
За всё, что мне дарила Красота.
И, видя солнце в винных брызгах,
За торжество я выпью жизни.
 
Как рождаются Толстые
Смотрел на жизнь он ясно, просто,
Осознавая глубину
Её страстей, конфликтов острых,
И славил мир, кляня войну.

О Боге спорил он до боли,
Клеймил ограбивших казну
И проводил на русском поле,
Боль усмиряя, борозду.

Так каждый день в борьбе с собою,
Со лживой светскою средой,
Не понимаемый семьёю,
Рождался Гений – Лев Толстой.
 
Мир прекрасен
Манящий аромат
Легчайшего парфюма,
Весёлый, нежный взгляд,
И мягкий женский юмор,
И кудри по лицу,
И очи прямо в очи,
И первый поцелуй,
И радость первой ночи,
Где ангелы поют
И громогласно трубят,
Где губы устают,
Изнемогают губы,
Где синих звёзд накал
То бел, то ал, то красен…
Кто это испытал,
Тот знает: мир прекрасен.

31.10.2019
 
Ещё вино у нас осталось
Не так вошёл, не то сказал.
Поцеловал – опять не это!
Рванулся было на вокзал,
Но на свободу нет билета.

Нашла и, тихо подойдя,
Сказала нежно: "Милый, что ты?!
Твоё унынье от дождя –
Моя нервозность от работы.

Непонимание – долой!
Им порождается усталость.
Пойдём, смешной чудак, домой!
Ещё вино у нас осталось".
 
Будь просто протоплазмою
Какая тебе разница,
Что пьют везде без праздника,
Что ни о чём не думают,
Что ходят все угрюмые?
Какая тебе разница,
Что лица кровью красятся
И в будний день, и в праздничный?
Будь просто протоплазмою.
Вливайся в форму данную,
Такую долгожданную.
Заполни щель удобную
И породи подобного.
Живи по "хатней формуле"
Безликим и бесформенным.

18.10.2019
 
Осенняя фантазия
Вот чистый лист. Сейчас мне предстоит
Нарисовать осеннюю картину:
Здесь сад листвой заплачет, здесь рябина
Румяная о дубе загрустит.

Её костёр невиданной красы
Укажет заблудившимся дорогу,
Что единит людей с незримым Богом...
Потом луга пойдут, кусты.

Там солнца заходящего лучи
Пробьются в облаках над грустным миром,
Который я намечу лишь пунктиром,
Чтоб пылких в нём влюблённых разлучить.

Я не хочу их разлучать, конечно,
Но что поделаешь – подходит вечер.
Пусть сохранит она свою невинность
Хотя бы для создателя картины.
 
Красота её, мам, несравненная!
– Красота её, мам, несравненная!
– Не выдумывай! Обыкновенная.
– Она добрая, милая, нежная.
– Да такая же вся, как и прежняя.
– Она феей мне сказочной кажется.
– Настрадаешься, сын, с нею так же ты.
– Нет, она настоящая, самая…
– Настоящая вам была мамою.

30.09.2019
 
Душа моя больна тобою
– В глаза смотрю – души не вижу.
– Ты подойди ко мне поближе!
Зеркальность слёз ведёт к ошибке.
Накал души моей в улыбке,
В губах дрожащих, цвета вишни,
В словах, которых ты не слышишь,
В строке, растерзанной строкою,
В руке, отвергнутой рукою,
В борьбе слепой с самой собою,
В тебе… Больна душа тобою.
 
Я свободна завтра вечером
– Я свободна завтра вечером.
– Завтра здесь меня не будет.
– Я твоею буду женщиной,
И никто нас не осудит.
Буду преданной и верною,
Или что-то в этом роде.
– Ты такая современная!
– Только друг мой старомоден.
 
Засентябрило
Засентябрило. Признак верный:
Росою утро холодит.
И этот холод, лёгкий, нервный,
Меняет местный колорит.

Тускнеют краски на рассвете.
В низине, вотчине речной,
Туман белесый ставит сети
И ловит солнце пеленой.
 
Лети за сёстрами, душа моя родная!
– Лети за сёстрами, душа моя родная,
В край ангелов, что в дымке голубой!
– Я во грехе и мне не надо рая.
Предпочитаю умереть с тобой.

– Лети за сёстрами! Просить я Бога буду,
Чтоб взял тебя к себе на "небеси".
– Не тронь святых! Иди помой посуду
И два бокала в спальню принеси!

20.08.2019
 
Август
Вот и на исходе наше лето.
Пролетело быстро, незаметно.
Дни короче, холоднее ночи.
Но ещё кузнечики стрекочут,
Спрятавшись в некошеной отаве.
И никто их обвинять не в праве.
Подошла пора прощаться с летом.
Песня-гимн кузнечиков об этом.
Отцветая, никнут златоцветы.
Густо затуманились рассветы.
В серебристо-белых паутинах
Замер август, как старик в сединах.
 
Ливень
Июль. Гроза. Раскаты грома
Спешат догнать зигзаги молний.
Потоки пенятся у дома,
Собой все площади заполнив.

Поют, гудят, грохочут крыши,
Трубят бурливо водостоки.
Струится, хлещет, свищет, брызжет...
И свежесть наполняет строки.
 
Июль
Июль. Жара. Средина лета.
Обнажено всё и раздето.
Светило, распалившись, даром
Всех красит в золото загаром.

Под камни спрятались улитки,
МанЯт прохладою напитки.
Забыта скучная работа,
И даже думать неохота.

Соседке, молодой креолке,
Бьёт солнце на груди наколки.
Раскинув солнечный наряд,
Она весёлый ловит взгляд.
 
Мы - русские
"Слава Богу, что мы русские".
Н.В.Гоголь

Я говорю без всяческих бахвальств:
Никто не сможет русских победить.
Мы, как росток, ломающий асфальт,
Пробьёмся там, где невозможно жить.
 
Сотрясая изумруды
Едут люди за грибами,
Ищут средство от простуды,
А я пью росу губами,
Сотрясая изумруды.

Пеленой прикрывшись белой,
Лес склонился надо мною.
От росы бежит по телу
Дрожь весёлою волною.
 
Летнее утро
Солнце пробило дымку –
Вспыхнул росы горошек.
Ветер сорвал косынку
С тёмно-зелёной рощи.

Пошелестев с кудрявой,
Вниз полетел беспутный
И окунулся в травы
Полные перламутра.

В сад прибежала фея.
Ей, златокудрой, жалко:
На голубой аллее
Плачет в лучах фиалка.

Нежно вздыхают розы,
Полные аромата.
Благоуханный воздух
Вылета ждёт крылатых.
 
Чем взяла ты его?
– Чем взяла ты его?
– Юной нежностью,
Майской свежестью утра светлого,
А ещё экзотической внешностью…
Ну и телом своим – не без этого!

26.06.2019
 
Шаловливая и озорная
Шаловливая и озорная
С ароматом лёгким духов
В свете утреннем, будто Даная,
Возлежит, сбросив платья покров.

И от страсти запретной сгорая,
Позабыв о величье своём,
Юный бог, убежавший из рая,
Плодотворным пролился дождём.

25.06.2019
 
Воинственный старовер
По мотивам статьи-интервью Александра Никонова «Не от мира сего»: Журнал «Story», 2010г.

Все ваши Пушкины, Толстые – гнус и мразь.
Что ни строка – кощунство, грех и мерзость.
Безбожники, они втоптали в грязь
Святые имена, умножив ересь.

Таких уродств теперь уже не счесть.
Ногою к Богу открывают двери.
Забыто всеми напрочь слово честь
И что для мира значит Символ Веры.

Все катятся в бесовской пляске вниз.
Телесное повсюду увлеченье.
Любовь сменил совместный онанизм,
Аборты стали на пути рожденья.

За это надо просто убивать.
Убийство благо, если воля божья.
Скрипит всю ночь под геями кровать,
Молчит, стыдясь, супружеское ложе.

24.06.2019
 
Браки совершаются на небесах
Когда любовь до старости в глазах,
Брак заключался там, на небесах.
Когда наперебой и как в бреду,
Сближенье тел состряпали в аду.

23.06.2019
 
Так мир наш создан
Уходят люди. Сгорают звёзды.
Так есть и будет. Так мир наш создан.
Но жизнь не тает, а тонет в гроздьях –
Всё возрождают земля и воздух.
И славят люди Любовь и Солнце…
Так есть и будет! Так мир наш создан!
 
Ты сделай так, чтоб камень плакал
Ты сделай так, чтоб камень плакал,
Чтоб отразилось в камне горе.
Не можешь – голову на плаху!
Считай, что ты её проспорил.

Ты сделай так, чтоб плакал камень,
От горя чтобы выли звери,
Чтоб с Авелем обнялся Каин.
Тогда я в твой талант поверю.
 
У вас игривые стихи
– У вас игривые стихи.
– Да, я согласен.
– Здесь всё: и глупость, и грехи,
И юмор басен.
Смешны и форма их, и суть.
Вы параноик!
– Я не кривил душой ничуть
Моих героев.
– Герои ваши – боль трущоб,
Краса панелей!
– Я их жалел, хотел я, чтоб
И вы жалели.
– Жалеть распущенных девиц
Никто не будет!
– Без чувств померкнет блеск столиц,
Ослепнут люди!
 
Гость Земли
Я горсть земли,
Что распыляет ветер.
Я гость. Вели
Меня теплом приветить!
Не попрошу
Чего-то неземного.
Я погощу
У вас совсем не много
И улечу
В безоблачность простора,
Задув свечу
Восторга и позора.
А там вдали,
Где не сгорают свечи,
Гостей Земли
Ждёт радость новой встречи.
Статистика
Произведений
384
Написано отзывов
0
Получено отзывов
28
© Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Копирование запрещено!