Элегантные, великолепно выстроенные строки, гармонически слаженные строфы создают оживлённую картину наступления зимней поры и трогательного прощания с осенью в стихотворении Альберта Мурадяна "Грусть". Произведение наполнено надеждой о непременном возвращении уходящего. Прощальные мотивы вызывают размышления о судьбах человеческих, создают широкий спектр проживаний об утраченном. Особенно западает в сознание великолепная строка – «Воспоминаний светлых грусть...» В финале автор утверждает неоспоримое чувство прекрасного:
«Ведь мир красив и даже чуден,
Пусть даже музыка минор.»
Благодарю, Альберта Мурадяна за мастерски сотворённое стихотворение. Получил истинное эстетическое удовольствие, зарядился творческим настроем создавать прекрасное!
С уважением, Николай Проявитель-Гончаров
Власт!
Прочёл все части! Четвертая, особо пятая - потрясающие произведения, которые хочется перечитывать много раз. Все строки гармонично выстраивают атмосферу данной тематики.
Вне всяких сравнений "Грач буянит по утрам..." Великолепно!
С уважением, Николай Проявитель-Гончаров
Какой великолепный стих! – Ожившая часть природного орнамента, посредством творческой души автора – Поповичевой Любови. С первого прочтения привлекает проницательная лёгкость изложения с присутствием яркой, весомой образности. Несмотря на то, что автор женщина в этом произведении нет уменьшительно-трепетных слов, чувствуется рука зрелого матера понимающего гармоническую целостность формы и содержания. Автор уверенно преподносит своё видение мира, с которым невозможно не согласиться, поскольку его образная постановка находит подтверждение у любого читателя:
«Догорает день полоской алой» - разве с этой первой строкой произведения кто-то может поспорить? И так далее, – все великолепные строки находят сравнительное обоснование в сознании читающего.
Простота, отсутствие образной избыточности, ясное, точное изложение делают это произведение шедевром русского стихосложения. Люди разных теоретических взглядов на искусство, думаю согласятся с моим заключением, поскольку перед нами гармонически выверенное произведение зрелого мастера, сумевшего великолепно совместить, сбалансировать импровизационный приём написания с соблюдением технических правил написания стихотворений. Проще скажу, душевность (порыв, чувствительность) и разум нашли своё равновесие. Одарённость Любови Поповичевой проявляется во всех её произведениях, как в больших и малых. Я имею в виду не размеры стихов, а их тематические, уровневые пласты затрагиваемых проблем. Любовь Поповичева великолепно держит статическую форму стихотворений, прекрасно чувствует их сюжетную, событийную последовательность изложения. Всегда впечатляет её оптимистический настрой во всех социально-проблемных произведениях, в которых передаётся несокрушимый дух поэта-борца с порочными явлениями. При этом она может быть по-женски сентиментальной и трогательной, когда излагает лирические стихотворения, неизменно наполненные теплотой её души. Я не буду указывать на существующие у всех авторов незначительные неказистости повествования в некоторых стихах, поскольку в творчестве Любови Поповичевой их наличие – сущая малость, вполне оправданная сложностью вписывания строчек в целостную ритмику произведений. Главное! – её стихотворения хочется читать, некоторые перечитывать по нескольку раз, впитывая их красоту и мудрость, ум и душевную теплоту, переданную читателям этой одарённой женщиной!
С уважением, Николай Проявитель-Гончаров.
Любовь! Сердце матери наполнено высочайшей добротой к детям. Трогательное стихотворение. Прекрасное напутствие.
С уважением, Николай Проявитель-Гончаров
Владимир Иванов представил к обозрению лирико-философское стихотворное произведение «Доброта».
При первом прочтении сразу ощущается авторская проникновенность в тематический материал, явно освещённый его большим жизненным опытом. Я имею в виду не прожитые годы, а его опыт пристального постижения жизненных событий, что передаётся в искренних строках стихотворения в целом. Сергей Александрович Есенин прожил короткую, но чувствительно высокую поэтическую жизнь скрупулёзного наблюдателя и мечтателя, человека с большим опытом смыслового и высокохудожественного освоения жизненных событий. Вот и в этом стихотворении Владимира Иванова я нахожу прекрасное, без избыточной образности, художественное постижение темы со сбалансированным философским уклоном. Автор не скатывается к нравственным назиданиям учительского толка, заставляет искренним, проникновенным, собственным переживанием к поднимаемой теме - быть причастным и читателя. Это говорит о его таланте вдохновенного, думающего мастера, погружающего событийную, фактическую реальность в художественно-стихотворную форму. Автору удалось передать свои глубокие размышления без излишних инструментариев поэтических красок, что и соответствует такого рода философским произведениям. Это придаёт простоте, конкретике содержательной части смысловую весомость и значительность, не отвлекает от сути излагаемой тематики.
С первых строк автор великолепно определяет безграничное поле великого человеческого чувства – доброты:
«Доброта в различных ситуациях
Часто проявляется вполне
Как и в ПОВСЕДНЕВНЫХ интонациях, (ассоциируется – ситуациях)
так и в ПОТРЯСЕНЬИ НА ВОЙНЕ…»
Мысль точная, зримая и конкретная, сразу захватывает воображение, и вызывает дальнейший интерес у читателя.
Далее автор проявляет бесспорную истину отличия человека от животных, делает это с высокой степенью тактичности и чувством меры:
«… Чувство доброты и сострадания,
В целом нас и делает людьми.
(И утверждает, на мой взгляд, однозначный лейтмотив произведения, его пронизывающий призыв!)
Даже в самых сложных ситуациях
Им способны поделиться мы».
Проще говоря, автор говорит о том, что человеческое предназначение именно в умении, желании человека поступать по-доброму с людьми и всем окружающим нас миром! Как никогда этот призыв сегодня актуален и важен, потому как люди поставленные в условия кризисного выживания опускаются в низменные греховные болота, показывают зверское содержание человекообразной натуры, теряя нравственно-духовные ориентиры, и как следствие, совершают преступные злодеяния в ПОВСЕДНЕВНЫХ жизненных ситуациях и в экстремальных ВОЕННЫХ ПОТРЯСЕНЬЯХ.
Вдохновляющий финал произведения вселяет надежду на лучшее будущее, которое зависит от каждого человека:
«… Каждому подвластное движение,
Часто не пускаемое в мир.
(И жизнеутверждающие, светлые, определяющие идею произведения – завершающие строки!)
Добро есть мера просветления,
Радости и света ориентир!»
Думаю нет смысла проводить дальнейший построчный анализ произведения, поскольку сюжетно-смысловая, событийная линия изложена доступным, без выпендрёжей, нашим великолепным русским языком, что делает это стихотворение бесспорно ценным вкладом в поэтическое искусство страны, и является доступным, необходимым для широко круга читателей.
На этом заканчиваю обзор стихотворения «Доброта».
Желаю Владимиру Иванову дальнейших успехов в развитии стихотворного, современного классического языка, в умении поднимать актуальные общественные проблемы самобытной авторской стилистикой без подражательных уклонов.
С уважением, Николай Проявитель-Гончаров.
Проникновенное стихотворение, великолепный финал:
"...И лишь к концу дверь открывают годы,
А там прозрение и..., пустота"
Татьяна, восхищённо ставлю "лайк" - супер!
С уважением, Николай Проявитель-Гончаров
Произведение высоко-нравственного полёта сильной женщины и поэта!
"В ладони падал лист осенний
И дождь холодный моросил..."
Великолепный лейтмотив всего стихотворения!
Любовь, ставлю "лайк" - супер!
С уважением, Николай Проявитель-Гончаров
Стихотворение Дмитрия Селезнёва «Своей судьбы бразды не отпускай» может являться девизом и поддержкой для колеблющихся, неуверенных натур и будет не лишним напоминанием людям объективно осознающих действительность и определивших в ней своё место о том, что все их взлёты и падения в юдоли зависят от активных личных действий – «Не принимай за данность дней теченье, как баран, идя с толпою на убой».
Великолепно прописаны финальные строки, которые легко запоминаются – «И если сам решений не будешь принимать, то за тебя решит другой. Подтекстовый смысл стихотворения говорит о том, что в наше время люди лишены широкого, самостоятельного выбора действий, вынуждены выполнять ограничительные законы свыше, которые сдерживают любую инициативу граждан страны. Видимо автор потому и утверждает – «живи свободу ЛИЧНУЮ любя», тем самым смещает акценты из стремления к общей свободе к её частным проявлениям.
Стихотворение порождает широкий спектр размышлений, наталкивает на мысль о безысходности несчастной судьбы для людей слабых духом, потерявших высокие ориентиры свободолюбия, и взявшие на вооружение смиренность не пред Богом, а пред низменными начальствующими человекообразными особями, которым приятно, вожделенно желаемо принимать судьбоносные решения за других отправляя их толпою, как «баранов» «на убой».
Язык произведения прост и энергичен, чувствуется авторское накипевшее неприятие людей сламывающихся пред негативными обстоятельствами жизни…
Что же касательно формы, на мой взгляд, было бы неплохо её усовершенствовать в плане построения строф, но это, как говориться – дело автора.
В целом произведение производит хорошее впечатление, заряжает читателя бодростью и оптимизмом, который несомненно ощущается в энергичных посылах каждой строки.
Язык стихотворения прост и весом, доступен для широкой аудитории.
Желаю Дмитрию Селезнёву дальнейших успехов!
С уважением, Николай Проявитель-Гончаров.
Стихотворение Татьяны Золотарёвой «До чего же молодость красива» вызывает глубокое чувство эмоциональной солидарности. Любому человеку достигшему зрелого возраста близки и понятны чувства автора в этом великолепном лиро-философском стихотворении. Потрясающие строки об утраченном одна к одной поражают искренностью и проникновением в глубину человеческой души, что говорит об авторском мастерстве высокого уровня.
Сравнения и метафоры, такие как «не даёт душе и капли в долг», и ряд других увиливают событийны драматизм авторских размышлений. Трудно выделить какие-то особые строки, поскольку все они концентрировано наполнены содержательными чувствами. Автор прекрасно реализовал данную тематику не используя образной избыточности и многослойности. Читается легко, что говорит о ритмическом совершенстве стихотворения. Как говорится, без сучка и задоринки. И что больше всего радует, автор не скатывается до педантичной выхолощенности графоманов, которые, как обычно, ставят форму выше содержания.
Мне наряду с другими приглянулись особо две строки:
«Думалось, что красота навечно,
И друзьями были зеркала…» - Великолепно!
Элегическое содержание стихотворения навевает грусть и печаль, однако я нашёл оптимистические нотки в самом авторе! Татьяна Золотарёва и есть веселящий надежду человек, не побоявшийся раскрыть безоглядно свои сокровенные размышления…
Язык стихотворения прост, но весом и выразителен, что делает его доступным широкой публике.
В целом «До чего же молодость красива» - это глубокое произведение, которое оставляет после себя много личных ассоциаций. Классическая тема о времени и утрате.
Желаю Татьяне дальнейших успехов!
С уважением, Николай Проявитель-Гончаров.
Стихотворение, которое хочется перечитывать много раз.
Воспринимается, словно выдох души. Искренне и проникновенно.
С уважением, Николай Проявитель-Гончаров.
Любовь Поповичева представила сегодня читателям мастерски сделанное, легко читаемое, заряженное духом волевой женщины стихотворение. За строками этого стихотворения просматривается судьба автора, наполненная непростыми жизненными событиями, чувствуется закалка несгибаемого духа человека претерпевшего многие жизненные испытания. С эмоциональным накалом она передаёт своё неприятие к людям проявляющим слабину в земной юдоли, однозначно, наполненной проблемами. «Жить без трудности наивно» - автор утверждает абсолютную истину, призывает прийти к высотам человеческого духа: «Собери себя в кулак, Ощути в себе величье…» Читая строки этого великолепного произведения невольно заражаешься жизненным оптимизмом, волевой стойкостью Поповичевой Любови, её проникновенной мудростью:
«Жалость маска неприличья.
Не заискивай пред ней!»
Великолепно! Жизнеутверждающий финал с полезным, убедительным советом. В целом стихотворение вызывает глубокие размышления, поднимает в душе эмоциональный шторм и желание посмотреть на себя со стороны, дабы не попасть в разряд людей проявляющих нестойкость духа.
Язык произведения прост и ясен, доступен широкому кругу читателей, что никак не умаляет его художественно-философского, нравственного содержания.
Желаю, Любови Поповичевой дальнейших успехов!
С уважением, Николай Проявитель-Гончаров.
«Ирония и юмор» ещё одно стихотворное произведение Андрея Макарова, одно из самых выдающихся его творений, а если исходить из моего вкуса, так самое что ни есть заглавное, его творческая вершина, этого лирического, философского мастера слова. «Ирония и юмор» пронзительная исповедь лирического героя, в данном случае, я уверен, самого автора. Меня оно буквально очаровало с первой строчки – «Блюз оплакивает юность…». И всё, далее читающий попадает в атмосферу гармонически выверенного произведения, в котором техническая сторона не довлеет, читается легко, буквально впитывается, ощущение непреодолимо восторга сопровождает до самой последней строки. Автор создал проникновенное произведение, избегая образной избыточности, многослойных смысловых нагромождений, повествующее об утраченном, в недостаточной мере случившемся в жизни человека, который осознаёт и предстоящее время ухода из неё – «Жизнь короткая, как выстрел».
Действительно блюзовое звучание, ритмическое совершенство делают стихотворение двуполярным - годящимся не только для прочтения, но и исполнения под оркестровую или камерную музыку, я уже не говорю о бардовском преподнесении этого великолепного произведения зрелого мастера.
Со свойственной Андрею Макарову неповторимой музыкальной интонацией он открывает читателю атмосферу, наполненную высочайшей искренностью авторских чувств и размышлений, с глубоким проникновением и в потаённые области человеческого сознания, его души.
Я знаком со многими вдохновенными произведениями Андрея Макарова и со всей ответственностью утверждаю, что в этом стихотворение он достиг шедевральной высоты. Я рад, что пальма первенства в обзоре стихотворения досталась мне, на этом прекрасном интернет-ресурсе, как впрочем, и на других я постараюсь донести своё восхищение, интересующимся читателям, этим великолепным произведением современного поэтического искусства петербургского мастера.
Мелодичные, сходу западающие в душу строки авторских чувств и раздумий не могут оставить равнодушным любого человека, не утратившего чувство сопереживания, одного из главнейшего из чувств отличающего его от животного.
Желаю Андрею Макарову и в дальнейшем таких же искусных прорывов в его самобытном, наполненном жизненным опытом, творчестве.
С уважением, Николай Проявитель-Гончаров.
Стихотворение Альберта Мурадяна «Кручина» проникнуто чувством сопереживания. В каждой строке ощущается авторская теплота к героине этого великолепного, как всегда, мастерски выверенного – с высоким художественным уровнем произведения. Автор прекрасно владеет техникой создания стихотворений, чувствуется долгая, кропотливая работа в совершенствовании своей стилистики, не лишённой словесного естества создаваемых образов. Философская сторона
безупречна и абсолютна в своей истинности.
«Любовь, конечно же, придёт,
И это неизменно,
В душе её растает лёд,
Вот только тело бренно.»
Великолепно! Как всегда, лаконично и просто – весомая и доступная финализация.
В данном произведении трудно выделить особо потрясающие строки, поскольку все являются таковыми. Нет смысла на чём-то акцентировать зрительское восприятие.
Стихотворение не оставляет читателя равнодушным к судьбе печальной девушки, с первых строк захватывает сознание бурлящим эмоциональным напором выверенных авторских мыслей.
Произведение доступно широкому читательскому кругу, никого не оставит равнодушными, особо прекрасную половину общества. Вызывает широкий спектр глубоких размышлений не только в рамках данного тематического, сюжетного материала, а выводит вдумчивого читателя за его пределы, заставляет размышлять и о других человеческих судьбах…
Альберт! У Вас сегодня День Рождения! Разрешите Вас поздравить от души с этим Праздником!
Желаю Вам здоровья, жизненных и творческих успехов! Продолжайте нас радовать прекрасными стихами, оставаясь в жизненном долголетии примером верного, искреннего служения поэтическому искусству.
С уважением, Николай Проявитель-Гончаров.
Само название стихотворения «Подоплёка» Алексея Канахина сразу настраивает читающего на нечто скрытное. Сюжетная интрига с первой строки, в свойственно для автора уникальной манере,
увлекает в потаённый мир ханжества и лицемерия «жестоко изувереца», настраивает
на отрицательные эмоции к персонажу произведения.
«Ведь зол умом и жалок сердцем,
Проклятий жарких полон он» - это две строчки звучат мощно и современно, в них угадываются портреты, как и представителей простецких слоёв общества, так и боле высоких – по шкале бездуховности и мракобесия. Автор точнейшим выстрелом попадает существующий сегодня, разрастающийся порок – «К страданью ближних равнодушен» Немногослойное построение стихотворения клонится больше в информативную сторону проблематики, хотя нельзя не отметить и его художественной ценности, вызывающего у читателя жуть от существа, которое главенствует повсюду, лицемерно преподносит себя хранителем высокоморальных ценностей – «Чужую боль – виной клеймит»! Этакий якобы праведный обличитель пороков, им же и являющийся.
Однако, стихотворение всё-таки даёт слабую надежду на освобождение от оного, потому как –
«Его мечты – кимвала звон.
Тщеславен – страсть, но малодушен», то есть труслив до омерзения и, возможно, это будет способствовать его исчезновению.
Авторский язык, повторюсь, уникален, порою сложновато воспринимается, но в данном произведении может быть приемлем для широкой публики.
В целом стихотворение Алексея Канахина «Подоплёка» вызывает глубокие размышления
и эмоциональное неприятие существующего зла.
Желаю автору успехов в развитии русского поэтического искусства!
С уважением, Николай Проявитель-Гончаров.
Когда я читаю стихотворения Алексея Макарова, в основанной их массе, я вижу мастерское раскрытие любого тематического материала. У автора в стихах всегда присутствует великолепное образное чувство меры, отсутствует их избыточность. «Осенний дождь» пример стилистического совершенства и высокой поэтической культуры жителя северной столицы. Редко в его стихах отыскиваются не приемлемые, на мой взгляд, примеры натурализма. Данное пейзажное повествование лаконично и легко предлагает ожившую в словах природную картину. При том уверенное, с глубоким проникновением в характер, (натуру) лирического героя, которому изрядно поднадоели плаксивые, промозглые дожди. Он словно говорит – нет я не слабак, всё перейду, но отдаю предпочтение великолепию зимы! Как это похоже на судьбы людей, что делает стихотворение не пейзажным, а философским! Ожидание радости, вполне кинематографическим, я бы сказал, приёмом Мейерхольда (кадрового движения), приводит читателя к ожидаемому гармоническому финалу: « …Признаюсь честно, я жду этих дней, Зима моя давнишняя отрада». Автор на протяжении всего произведения будто камерой показывает то внутренне состояние героя, то внешнюю сторону погодного окружения. Андрей Макаров сдвигает утверждение, что «у природы нет плохой погоды» (Э. А. Рязанов) и английскую пословицу
Тhere’s no bad weather, there are bad clothes — «Нет плохой погоды, есть плохая одежда». Его герой всё-таки предпочитает в высокой степени нашу Русскую Зиму!
Ставлю оценку – шедевр! Желаю автору успехов.
С уважением, Николай Гончаров.