Констанин Андреев 71
 

Не стать мне никогда поэтом

Правила созданы для того,
чтобы их нарушать, иначе
какое же от них удовольствие.
Народная мудрость, которая
кому только не приписывается.
Среди них – Оскар Уайльд.

Чтобы получить новый результат,
надо ослабить аксиоматику.
Из цикла: очевидное – невероятное.

Вот не хочу нисколько быть поэтом!
Писать по правилам стихи – какая ж скука! –
На это время тратить и при этом
За точной рифмою следить, слух убаюкав*.
Свобода ею связана и тонет,
И быстро вязнет в правилах-гудроне.
За удареньями смотреть мне нынче в тягость,
И безразлично мне, что будет сикось-накось**.
И строк длину*** я контролировать не буду,
Что ль белый свет на ней сошёлся клином?
Но я упрям, характер мой – ослиный,
Вот так хочу и такова моя причуда!
Произведения рассказами считаю,
Мне ныне нравится структура их простая.

В своей фантазии я ввысь на пик взлетаю,
Волна играючи несёт меня шальная.
Рабом не буду я каких-то правил мутных,
И станет вмиг свобода мне трамплином,
Взмахну в полёте крыльями незримо,
Цветные краски отыщу я в серых буднях.
Хочу я сердцем но без слёз слова исплакать,
Чтоб били в избранную цель, сразив двоякость.
Тогда и ясность сумерки разгонит,
И не утонет смысл во тьме и дрёме****.
Хочу признаться тут, стихами я затюкан,
Нет, не близки мне правила сонетов*****,
Писать стихи теперь – безудержная скука*****,
И потому не буду я поэтом!

14.12.25
_______________________________________
* В классическом сонете требуется точность рифмы. Как правило, рифмуется глагол с глаголом, существительное с существительным для достижения указанного эффекта. Мне же так писать скучно, хотя и не пренебрегаю; интереснее, когда рифмуются различные части речи. А там точных рифм не так много.
** В данном произведении обязательные интонационные ударения на коротких строках (по гласным): 4, 6, 10; длинных – 4,8,12. И, конечно, как же без пиррихия и спондея – не обойтись! Можно было бы написать строками одной длины (длина – по гласным), но мне интереснее – сикось-накось. Мне не интересна гладкость звучания в этом смысле. Эмоции не являются ни гладкой, ни даже непрерывной функцией от жизни (времени). В этом смысле классические стихи являются сублимацией эмоций.
*** Длина коротких строк – 11 гласных, длинных – 13 гласных.
**** Ясность образа меня прельщает в первую очередь. Не люблю, если смысл надо расшифровывать. Точность и ясность – основа понимания, всё остальное – для ценителей. Я к ним не отношусь, поэтому в примечаниях расшифровываю то, что хотел выразить в произведении.
***** Если пишу произведение, стараюсь, чтобы наибольшее число правил было ослаблено. Правда, иногда, получаются стихи, извините за это, случайно вышло. Но, мне нравится экспериментировать!
****** Вот чтоб было нескучно, рифмы нижней части в обратном порядке повторяют рифмы верхней части – правда, нескучно?
© Констанин Андреев
Интересная точка зрения! Соглашусь с тем, что рифма не обязательна, но ритм я считаю очень даже важен. На счет образов: раньше я был такого же мнения, что прямыми словами передовать смысл/образ - это наиболее правильно. Но сейчас не совсем с этим согласен, для себя отметил что в этом нет изюминки.
1. Что касается рифмы. Рифмы бывают разные. В данном случае упомянута точная рифма. Это значит, что совпадает ударная гласная и окончание после неё. Вот таких рифм для разных частей речи мало. Если говорить об отсутствии рифм, то есть белый стих для этого. Но я сторонник использовать рифмы с совпадением ударной гласной и следующей согласной, как правило. И возможны варианты.
2. Что касается ритма. А что это вообще такое? Есть ритм стиха, есть ритм песни. Это немножко разные вещи. Например:
Уж весна беспечная
Сгинула вдали.
Только видно, как её уносят
Стаей журавли.
Вереди зима идёт,
Вьюга, да буран.
Ах, скажи же милый ты мой сад:
«Где ж славный мальчуган?»
С точки зрения классического стихосложения – нарушение ритма. Но песню то на этот текст спеть без проблем – достаточно вспомнить, что существуют не только четвертные, но и восьмые тоже. Вот здесь нарушена и длина, и ударения не соответствуют классическому стихосложению. Это и означает, что «за удареньями следить мне нынче в тягость, и безразлично мне, что будет сикось-накось». Но про ритм-то в произведении ничего же не сказано!
3. Насчёт ясности образа. Опять же обратимся к классике: «Отговорила роща золотая…», «Белеет парус одинокий», «Однообразные мелькают». А про песни Высоцкого просто промолчу. Там образ точен и ясен, поэтому хорошо воспринимается на слух. А всякие заумности, типа «он художник, он так видит» – это для ценителей заумностей и разгадывателей кроссвордов. Если это кому-то нравится – ради бога, но я не сторонник такой концепции.
©2025 Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Копирование запрещено!