Татьяна Рамбе 312
 
Татьяна Рамбе
22.04.2025 17:02

Волшебное дерево

Далеко-далеко, там где высокие сосны подпирают своими колючими головами небо, чтобы оно не упало под тяжестью звёзд. Где в реках такая прозрачная вода, что через неё видно, как стаи серебряных рыбок, больших и поменьше, шныряют туда-сюда. На пригорке располагалось село, название которого никто теперь уже и не вспомнит. Жили там люди разные: работящие и праздные, кто землю обрабатывал, кто торговлей занимался, кто скот пас, а кто и груши околачивал. Хорошо жили. Ближе всего к лесу стоял дом мельника. И как водится, было у того мельника трое сыновей: Илья, Потап и Иван. Илья с Потапом помогали отцу на мельнице, а Ванюша был приставлен к коровам, хвосты крутить, да следить, чтобы волки не озорничали и бурёнок не таскали.
Текла жизнь мирно, катилась словно солнце по небу, привечая теплом и светом. Но на каждый лакомый кусок всегда найдется тот, кто откроет свой ненасытный рот. Появились в тех краях разбойнички, стали озорничать, нападать на честных людей, да грабить, а кого и жизни лишать. Вот и старому мельнику довелось встретиться с этими душегубами. Он вернулся домой с раной в боку, едва живой. Позвал сыновей, чтобы наказать им свою последнюю отцовскую волю.
— Помираю я. Когда меня не станет, вы, сыны мои, живите в мире, любите и цените друг друга. Что же касается наследства, то поделите всё по совести.
Промолвил это и скончался. Погоревали сыны, да стали наследство делить. Илья взял мельницу, Потапу достался дом, а Ивану, который был не шибко умен, отдали телёнка и оставили при коровах пастухом. Семья всё же.
Иван, хоть и дурак, но смекнул, что телёнок ему только в обузу, да решил его продать. Накинул верёвку на шею телка и повёл его в город на базар. Дорога в город шла через лес. Идёт Иван, насвистывает, по сторонам глядит, ворон считает; до города далеко, устал Ванюша, да и телёнок притомился — ноги заплетаются. Решил Иван сделать привал. Чуть поодаль от дороги видит огромное старое дерево, вот там и решил дать ногам отдых. Сидит, краюшку хлеба жуёт, а дерево вдруг заскрипело. И почудилось Ивану, что оно вроде как с ним разговаривает.
— Да не хочешь ли ты у меня телёнка купить? — спрашивает Иван. А дерево в ответ: скрип да скрип.
— Так плати деньги, всё как полагается, — снова Иван за своё.
Скрип, скрип, скрип.
— Ладно. Завтра так завтра. Но смотри у меня: обманешь — разговор у меня короткий, срублю под корень.
Привязал Иван телёнка к нижней ветке, а сам, домой довольный, пошёл. Рад, что в город идти не надо и телёнка продал.
А дома над ним братья давай потешаться:
— Ну и дурак же ты у нас! В кого ты такой уродился?
Посмеялись и спать пошли, и Иван пошёл, чтобы с рассветом доказать братьям, что и он не «пальцем делан» и в коммерции разбирается.
Как только первые солнечные лучи подрумянили крыши домов, Иван, прихватив топор, отправился к дереву в лес — за расчётом. Телёнка на месте не оказалось. Ванюша обошёл дерево вокруг и никого не нашёл, впрочем, как и денег.
— Так ты думаешь, платить или за нос меня водишь? — произнёс Иван, стараясь говорить как можно сердитее, и показал дереву топор. Ничего. Дерево продолжало поскрипывать и вздыхать.
— Ну тогда не взыщи! — Иван размахнулся и ударил по стволу топором. Дерево треснуло, и из образовавшейся дыры на землю посыпались золотые монеты.
— То-то же! — обрадовался Иван, набил полные карманы монетами, да пошёл похваляться своим везением перед братьями. А у тех от жадности лица стали красными, как клюква на болоте. Усадив Ивана в телегу, все трое отправились в лес к волшебному дереву. Да только не ведали братья, что волшебства-то никакого и не было. В старом дереве было огромное дупло, в котором прятали свою добычу разбойники.
Золотых монет в дупле оказалось без счёта, Илья и Потап успели вспотеть, пока носили золото в телегу; та от веса аж просела. Затем дождались вечера, чтобы по темноте к дому подъехать, от лишних любопытных глаз, покатили. Ваньке за нежданное богатство дали калач сахарный и отправили к дьякону за меркой. Решили, не откладывая в долгий ящик, золото пересчитать и припрятать до поры до времени.
А дьяк, жаден был, да умом Бог не обидел; сразу смекнул неладное: кто же на ночь глядя будет зерно считать? Он донышко с обратной стороны воском обкапал. «Посмотрим, — думает, — что там мельниковы сыны в ночи пересчитывать удумали». Всю ночь Илья с Потапом золото считали; от усталости и не заметили, что к донышку монетка прилипла. Утром Иван отнёс мерку дьякону назад, да калачей впридачу за услугу, и пошёл на поле коров пасти. А дьяк, как увидел золотую монету, так руки от жадности и затряслись. Подхватил рясу и прямиком в лес к разбойникам — давно он с ними дружбу водил, докладывал, кто, куда и зачем.
Сидит Ванька на лугу, травинку посасывает, смотрит: дьякон бежит к лесу, двумя руками рясу поддерживает. Торопится. Иван, хоть и дурак, но и ему такая спешка странной показалась. Решил он за ним проследить. Снова его дорога к волшебному дереву привела. А там уже разбойнички про пропажу свою узнали, сидят, горюют. Спрятался Иван за кустом, наблюдает. Смотрит, как дьякон оживлённо машет руками и в сторону их села кивает. Понял Ваня, в какую передрягу они с братьями попали, и поспешил назад, чтобы рассказать им, что узнал.
Испугались братья, решили бежать, набрали золота, кто сколько сможет унести, остальное в огороде припрятали, ведь жизнь она всяко повернуть может, да решили в город уходить. Иван покрутился, по сторонам поглядел, жалко ему дом родной покидать, да и решил, что-нибудь на память о нём взять. Но ничего умного в голову не пришло, как снять створку двери с петель. Взвалил её на спину и тащит, благо что силен да удал вымахал.
А разбойники по следам гружёной телеги уже вышли к дому мельника, да не тут-то было. В доме пусто, да и золота не нашли. Разозлились пуще прежнего и кинулись в погоню.
Бегут братья, вот только Ванька их тормозит.
— Да брось ты эту дверь! — кричат. — На кой она тебе сдалась?
— Не брошу! — уперся Иван, — дом родной, как-никак.
Да разве с такой ношей далеко убежишь? Догонят, как есть догонят.
Решили братья спрятаться, время поджимает, разбойники близко. И выбрали они на дерево залезть, что повыше да покрепче. И снова перед ними — то самое волшебное дерево. Полезли наверх, а Ванька за собой дверь тянет. А куда её, не бросить же, приметно. Кое-как забрались. Сидят, да Бога молят, чтобы разбойники их не заметили.
А разбойники до дерева добежали, головами крутят, понять не могут, куда добыча подевалась. А на лес ночь опустилась, разбойники костёр под деревом развели и ужинать сели, погоню до утра решили отложить. Илья и Потап ни живы ни мертвы сидят, молятся, чтобы душегубы головы к небу не задрали. Иван сидит, потеет: тяжело дверь держать, и есть хочется.
А разбойники, тем временем, в котелке кашу варят, густую, душистую, аромат к верху идёт, нюх дразнит. Иван, чтобы отвлечься, решил звёзды считать, считал, считал, да и заснул, руки то и разжал, да дверь и уронил, хорошо сам не свалился. Дверь вниз полетела, да с такой-то высоты, разбойников насмерть и прибила. Слезли братья с дерева и вернулись домой. Ивану за его смелость выделили его часть наследства, чтобы всё было по совести, но от коров не освободили. Семья всё-таки. Так-то.
© Татьяна Рамбе
А че, мне понравилась сказка))) Детство вспомнил. Мама нам с братом читала сказки Братьев Гримм, ну и другие тоже. Здорово.
Татьяна Рамбе
22.04.2025 18:23
У меня эта сказка всплывала обрывками) мама рассказывала, когда я болела. Вот решила добавить и записать. Люблю я сказки, даже сейчас….
Иван Иванов
22.04.2025 19:16
Классно! На одном дыхании прочитал.
Татьяна Рамбе
22.04.2025 19:40
Благодарю, мне приятно)
Алина Ульянова
22.04.2025 20:41
И мне мама рассказывала в детстве похожую, только одно запомнила, как Иван двери уронил на разбойников, а сам сюжет забыла) Спасибо, Татьяна, понравилось!!!
Татьяна Рамбе
22.04.2025 21:16
Вот и я испугалась, что совсем забуду её… а ведь это память о наших мамах, детстве, Что не вспомнила, сама дополнила, но в целом…телёнок и дверь на месте)
©2024 Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Копирование запрещено!