БОЖЕДОМЬЕ
БОЖЕДОМЬЕ[1]
И кто знает (поручиться нельзя), может быть,
что и вся-то цель на земле,
к которой человечество стремится, только и
заключается в одной этой беспрерывности
процесса достижения, иначе сказать,
в самой жизни, а не собственно в цели,
которая, разумеется, должна быть не иное что,
как дважды два четыре, то есть формула,
а ведь дважды два четыре есть уже
не жизнь, господа, а начало смерти.
Ф. М. Достоевский. "Записки из подполья".
Страдание — да ведь это единственная причина сознания.
Ф. М. Достоевский. "Записки из подполья".
Вчерашний день меня оповестил
О том, что мир давно не дружен с сердцем,
Не важно - разрушал или творил,
За фортепьяно ты сидел иль за деберцем[2],
Прогрессом жил, а может, ретроград[3],
Про поморян[4] знавал или полабов[5]...
Любой теперь бумаге очень рад,
Гетеру[6] ты спроси, её облапав.
А впрочем, там всё больше про любовь,
Стремятся, видно, ближе быть к Изиде[7],
Но убеждаюсь каждый раз я вновь,
Что в них понятий больше о лафите[8].
Снимай былых регалий вицмундир,
В умах не больше мыслей, чем в реторте[9],
Бросай покут[10], с пивкопами[11] - в трактир
К весёлой и поверхностной когорте.
Эол[12] заждался во дворе тебя,
Не говори, что ты с Каганом[13] дружен,
Запомни: ненавидя и любя
Без вороха бумаг не станешь нужен.
Вертеп[14] рутулов[15] страждет торжества,
Данай[16] не будет, на пирах - Клиодны[17],
Упавши в грязь, помысли-ка сперва,
Как хорошо, что нравы так свободны.
Туатам[18] боле не бывать в миру,
Я понимаю в череде инсомний[19]
За что печалий избежал Харун[20]
И чем милее свет потусторонний.
Детинец[21] горя есть в судьбе страны,
В которой даже сирых и убогих
Встречали в яме глубочайшей льды
И, если уважали, то немногих.
Под блюза грусть зажжём дрянной абсент,
Вокруг у дам замашки Салмакиды[22],
Всегда для куртизанок[23] был клиент -
В том вижу я эпичность Энеиды[24].
Вся жизнь - сюжет романа "Идиот",
Пройдут эоны[25] - смыслы будут схожи,
Вот и сейчас я - еретик и мот,
Пусть грамотный, но всё ж Парфён Рогожин[26].
Иди ко мне, прислужница небес,
Таких телес мне баядерки[27] паче
По нраву, чтоб релятивизма[28] бес
Терпел в вопросе вечном неудачу.
А утром выйдешь в город и поймёшь,
Забыв, как прижиматься к изголовью,
Что сердце больше не покоит ложь
И вся страна стоит на божедомье.
Но легче ли от этого тебе
И, правда ли, так сладостно страданье,
Что на ладье Харона[29] по судьбе
Ты проплывёшь, забыв про созерцанье
Кудели[30] паутины, неба аксамит[31],
Зари десницу[32] - лоск, воспетый в лире,
Неужто ничего не убедит
Тебя ещё остаться в бренном мире?
К примеру, мне Эгерии[33] милы,
Хоть Нуме[34] вопреки я их не слушал.
Но ты ведь знаешь: здесь чины сильны,
А потому глухонемые души,
Пожалуй, скоро все уйдут под лёд,
Печально и без слёз бродя по кромке.
И каждый утешенье обретёт
В холодной яме, там, на божедомке.
Тоска, мой друг, она ведь не для всех,
Чем меньше рассуждений, тем светлее,
И вовсе не зависит твой успех
Лишь от того, что ты других умнее.
Так глупый Род[35] рассеял жизни муть,
Пошли из Мглы Эребы[36] и Фетиды[37],
И время вспять уже не повернуть,
Пусть дальше - только участь Атлантиды[38].
Быть может, это осознал Рембо[39]
И закопал под вечер свою Музу,
Арто[40] и Рильке[41] думали про то,
Но разорвать не получилось узы.
Мы все живём, подобно облакам:
Они, того не зная, уплывают
К своим богам, напоминая нам
О том, что всё проходит, угасает.
А ты, бастард[42], всё мечешься в плену
Пустых страстей и суетных волнений,
Вместо того, чтобы щекой прильнуть
К берёзе одинокой в упоении.
Свою планиду[43], впрочем, обойти
Богам не удавалось, ты припомни,
Гекзаметром[44] иль дактилем[45] твори
Всё суффиксы цепляются за корни,
А дважды два - четыре. В этом суть,
Мой милый друг, усталый в божьем мире.
Пойдём скорее воздуха глотнуть,
Ведь засиделись мы с тобой в трактире.
На улице туманно и свежо,
Как бриг[46], идём сквозь роя городского,
Не зная: плохо или хорошо,
Что этот миг не повторится снова.
Как будто мы с тобой анахронизм[47],
Апофеоз[48] безвременья событий
И, преломляясь через толщу призм,
Наш ум уже не сотворит открытий.
Смеётся в небе полная луна,
Забавны для неё людские танцы,
Какие ей до нас с тобой дела —
Давай продолжим рассуждений стансы[49].
Там, где была покойных раньше гать[50], —
Теперь один кирпич и бьют фонтаны,
Столбов фонарных племенная рать
Насажена, как на крючок жуланом[51].
Всё помнят лишь деревья, но они
Безмолвны, что волхвы[52] в сакральных Ведах[53],
Блестят везде медовые огни,
Поют то о любви, то о победах.
Мне слышится земли протяжный стон,
Не заглушит его и бег трамвайный...
О смутных временах пророчит он,
Ты слышишь это тоже, друг печальный?
Я оглянулся: улица пуста,
Столетний дуб молчит себе в сторонке,
Роняя тихо золото листа...
И я один стою на Божедомке[54].
Камал Ибрагимов
11 сентября 2022 г.
[1] Божедомка, божедомье. Эти названия связаны с древней русской традицией погребения безвестных усопших, бездомных и нищих, самоубийц, которых некому было хоронить. По тогдашней традиции на окраинах городов устраивались огороженные и покрытые крышей ледяные ямы, в которые без обряда отпевания и складывались их тела.
[2] Карточная игра, распространённая среди каторжников Сахалина.
[3] Человек консервативных взглядов, противник прогрессивных веяний.
[4] Западнославянские племена, жившие до XVI—XVII веков в низовьях Одры на побережье Балтийского моря
[5] Северо-западные славяне, издревле жившие по реке Лабе.
[6] Гете́ра (от греч. — подруга, спутница) — в Древней Греции женщина, ведущая свободный, независимый образ жизни, публичная женщина высшего уровня. Первоначально главным образом из рабынь, позже также свободные женщины.
[7] Исида (Изида) — одна из величайших богинь древности, ставшая образцом для понимания египетского идеала женственности и материнства.
[8] Французское красное вино бордоского типа из округа Медок, получившее распространение в России в последней трети XIX века.
[9] Аппарат, служащий в химической лабораторной и заводской практике для перегонки или для воспроизведения реакций, требующих нагревания и сопровождающихся выделением газообразных или жидких летучих продуктов, которые тут же непосредственно и подвергаются перегонке.
[10] Приют, укромное местечко, молебный угол.
[11] Двадцать пять копеек (устар.).
[12] Древнегреческий бог, хранитель ветров.
[13] Вещая птица счастья с человеческим туловищем. По поверьям, видевший ее, должен об этом молчать, или счастья ему не видать.
[14] Пещера, скрытый притон.
[15] Многочисленное племя Др. Италии
[16] в мифах древних греков дочь аргосского царя Акрисия. В течение средневековья Даная становится символом целомудрия, её чудесное зачатие трактуется как непорочное, предтеча Благовещения.
[17] Кельтская богиня красоты, моря и загробной жизни, считалась самой красивой женщиной в мире.
[18] Ирландское племя, ставшее в течение времени кельтскими богами, по легенде вернувшееся на небеса к матери всех богов.
[19] Бессонница.
[20] Исламский пророк, брат пророка Мусы (Моисея). Отождествляется с библейским первосвященником Аароном, известным своей божьей благодатью и очень добрым, мягким, миролюбивым характером.
[21] Обозначение человеческой жертвы, которую славяне, как и многие другие народы, приносили при закладке нового города.
[22] Персонаж древнегреческой мифологии, нимфа, жившая при источнике в Карии, отличалась огромной ленью и распущенностью.
[23] Во Франции - женщины лёгкого поведения, вращающиеся в высшем свете, ведущие светскую жизнь и находящиеся на содержании богатых и влиятельных любовников.
[24] Эпическое произведение на латинском языке, автором которого является древнеримский поэт Вергилий.
[25] (др.-греч. αἰών — век, эпоха) в геологии — отрезок времени геологической истории Земли, длительный этап развития литосферы и биосферы Земли, в течение которого формировалась эонотема, в данном случае – эры, эпохи.
[26] Один из главных героев романа Ф. М. Достоевского «Идиот», сын богатейшего купца, получивший огромное состояние после смерти отца. В романе Парфён Рогожин описан как человек страстный, легко воспламеняющийся, необузданный. Типичный представитель русского народа с характером широким, буйным, несдержанным.
[27] Европейское название индийских танцовщиц, участвовавших в религиозных церемониях или общественных увеселениях.
[28] (от лат. relativus — относительный) — методологический принцип, состоящий в абсолютизации относительности и условности содержания познания. Релятивизм происходит из одностороннего подчёркивания постоянной изменчивости действительности и отрицания относительной устойчивости вещей и явлений.
[29] Перевозчик душ умерших через реку Стикс в подземное царство мёртвых.
[30] Очищенное от костры волокно льна, конопли или шерсть, приготовленные для прядения.
[31] Название плотной ворсистой, часто узорчатой ткани из шёлка и золотой или серебряной нити, напоминающей бархат (устар.).
[32] Правая рука (устар.).
[33] В древнеримской мифологии нимфа-прорицательница. Божественная супруга римского царя Нумы Помпилия, его советница в делах организации религиозной жизни в Древнем Риме и его учительница в законотворческой деятельности.
[34] Ну́ма Помпи́лий (лат. Numa Pompilius; 21 апреля 753 до н. э., Куры, Лацио — 671 до н. э., неизвестно) — согласно античной традиции, царь Рима (второй по счёту). Правил с 715 по 673/672 годы до н. э.
[35] Прародитель всего Согласно славянской мифологии, вначале не было ничего, кроме Хаоса, который, в свою очередь, является порождением Мглы.
[36] Один из первых богов. В древнегреческой мифологии олицетворение вечного мрака.
[37] В древнегреческой мифологии одна из первых богинь — морская нимфа, дочь Нерея и Дориды, по фессалийскому сказанию — дочь кентавра Хирона.
[38] Мифический остров-государство. По легенде, Атлантида погибла около 12 тысяч лет назад, погрузившись в пучину океана из-за глобальной природной катастрофы. Это произошло примерно между 9750 и 8570 годами до нашей эры.
[39] Жан Николя́ Артю́р Рембо́ ( 1854—1891) — французский поэт, классик. Рембо полностью перестал писать литературу в возрасте 20 лет после того, как собрал свою последнюю крупную работу "Иллюминации", став в дальнейшем негоциантом.
[40] Антоне́н Арто́ ( 1896 — 1948) — французский писатель, поэт, драматург, актёр театра и кино, художник, киносценарист, режиссёр и теоретик театра, новатор театрального языка, посвятивший жизнь и творчество вопросу о новом обосновании искусства, его места в мире и права на существование.
[41] Ра́йнер Мари́я Ри́льке ( 1875—1926 ) — один из самых влиятельных поэтов-модернистов XX века.
[42] Внебрачный или незаконнорождённый ребёнок, в обыденной речи в англоязычных странах используется как ругательство (соответствует русским словам «ублюдок», «выродок»).
[43] Разг. то же, что судьба, участь (обычно о несчастливой или тяжелой судьбе, участи).
[44] В античной метрике стихосложения - любой стих, состоящий из шести метров.
[45] Да́ктиль (греч. δάκτυλος «палец») — трехдольный размер античной метрики из одного долгого и двух следующих за ним кратких слогов; в силлабо-тоническом стихосложении ему соответствует стопа из одного ударного слога и двух безударных за ним.
[46] (англ. brig) — двухмачтовое судно, имеющее от 6 до 24 орудий, с прямым парусным вооружением фок-мачты и грот-мачты, но с одним косым гафельным парусом на гроте.
[47] Анахрони́зм — в исторической науке, литературе, кино — ошибочное, намеренное или условное отнесение событий, явлений, предметов, личностей к другому времени.
[48] Обожествление, прославление, возвеличение какого-либо лица, события или явления. Первоначально термин прямо обозначал причисление человека к сонму богов (например, Геракла или императора Клавдия), со временем он приобрёл переносное значение и стал значить прославление, хвалу чего-либо вообще.
[49] Стихотворная жанровая форма, восходящая к провансальской лирической песенной поэзии Средневековья. Стансы характеризуются относительной формальной и, в целом, смысловой независимостью строф друг от друга.
[50] насыпь, плотина, настил из деревьев, дорога через болото или загаченный участок затопленной суши, настил через трясину.
[51] Плотоядная птица из отряда воробьинообразных семейства сорокопутовых. Охотится, сидя на выступающих ветвях деревьев или других предметах, при этом убитых животных накалывает на шипы растений или колючую проволоку.
[52] В древнерусской традиции служители дохристианских языческих культов, живущие по Ведам, звездочёты, чародеи и предсказатели, осуществлявшие богослужения и жертвоприношения, которым приписывались умения заклинать стихии и прорицать будущее.
[53] Сборник самых древних священных писаний в мире, распространены в индуизме и в славянской культуре.
[54] Историческое название улицы Достоевского в Москве.